4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рассчитать справедливую стоимость арендных платежей

Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. 1. Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры? 2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость? 3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда». При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п. 52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Обоснование вывода:
1. Начиная с 01.01.2018 хозяйственные операции по договорам безвозмездного пользования отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»).
Так, пунктом 2 СГС «Аренда» прямо предусмотрено, что нормы СГС «Аренда» применяются в том числе и при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих по договору безвозмездного пользования.
При этом объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей стандарта в качестве объектов учета аренды (п. 8 СГС «Аренда»).
Однако из данного правила есть исключения. Нормы СГС «Аренда» применяться не будут, в частности, если имущество предоставляется в пользование балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества (п.п. 32, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Порядок отражения в бухгалтерском учете активов, переданных в безвозмездное пользование, будет зависеть от классификации договора: в качестве операционной или неоперационной (финансовой) аренды. Например, от определения вида аренды будет зависеть, останется ли объект основных средств на балансовых счетах бюджетного учреждения — ссудодателя или нет.
Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения должностных лиц учреждения (раздел III.1, раздел IV.1 письма Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее — Методические рекомендации) и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12-14 СГС «Аренда».
Поэтому прежде всего бюджетному учреждению следует проанализировать заключаемые договоры на предмет их классификации для целей отнесения к операционной или финансовой аренде. В случае заключения договора безвозмездного пользования комиссии необходимо определить предполагаемый срок, на который было передано имущество, сравнить его с оставшимся сроком полезного использования объекта и принять окончательное решение. При определенных обстоятельствах такие договоры могут быть классифицированы как договоры операционной аренды (смотрите, например, письмо Минфина России от 07.03.2018 N 02-07-10/14794). В то же время, если договором предусмотрено право выкупа объекта или планируется его окончательная передача ссудополучателю в собственность, то такие договоры вполне обоснованно могут быть отнесены к договорам финансовой аренды (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
В любом случае решение об отнесении заключаемых договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом к тому или иному виду аренды находится в компетенции должностных лиц учреждения.
При классификации объектов учета в качестве объектов операционной аренды в учете у ссудодателя факт передачи имущества в безвозмездное пользование отражается как операции по внутреннему перемещению на балансовых счетах. Исключение — передача в пользование части инвентарного объекта основного средства (например, помещения в здании), если субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества. В этом случае операции по внутреннему перемещению объекта НФА не отражаются.
Одновременно факт передачи имущества в пользование отражается в качестве увеличения забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Кроме того, в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражается запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу.
Согласно п. 24 СГС «Аренда» при операционной аренде амортизация по объекту имущества, переданного в пользование, начисляется в обычном порядке, но учитывается обособленно.
В то же время при классификации объектов учета в качестве объектов финансовой аренды в учете у ссудодателя факт передачи объекта финансовой аренды отражается как операции по выбытию объектов нефинансовых активов. При передаче в аренду части объекта НФА предварительно в учете подлежат отражению операции по обособлению такой части в качестве операций по разукомплектации. Одновременно информация о переданном в финансовую аренду объекте также отражается на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
В любом случае бюджетному учреждению следует признать доходы будущих периодов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости арендных платежей. Начисление доходов от предоставления права пользования активом при передаче имущества в безвозмездное пользование отражается по дебету счета 0 210 05 560 и кредиту счетов 0 401 40 121 или 0 401 40 122 (абзац 10, 11 п. 158 Инструкции N 174н). Одновременно сумма справедливой стоимости арендных платежей отражается в качестве отложенных расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом. Начисление расходов будущих периодов от передачи в безвозмездное пользование объектов нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 50 2ХХ и кредиту счета 0 210 05 660 (абзац 5, 6 п. 160 Инструкции N 174н).
Выбор подстатьи КОСГУ в отношении счета 0 401 50 2ХХ будет зависеть от организационно-правовой формы учреждения (организации), которой передается в пользование имущество, в частности:
— с применением подстатьи 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» КОСГУ необходимо отражать передачу имущества государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
— с применением подстатьи 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» КОСГУ необходимо отражать передачу имущества юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и предприятий), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
2. В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях. В свою очередь, основные методы и порядок определения справедливой стоимости установлен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»).
В данном случае для целей определения справедливых арендных платежей следует использовать метод рыночных цен. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС «Концептуальные основы»).
Таким образом, должностным лицам учреждения для определения справедливых арендных платежей следует изучить рынок спроса и предложения по передаче в аренду (на рыночных условиях) аналогичных (схожих) объектов или недавние сделки с такими объектами. То есть необходимо определить, сколько было бы получено доходов, если бы объект был передан в аренду на рыночных условиях. Причем рыночную стоимость аренды можно запросить в органе по управлению имуществом, если в рамках соответствующего публично-правового образования он наделен соответствующими полномочиями. Также могут быть взяты предложения по аналогичным или схожим объектам из сети Интернет, в том числе данные порталов местных администраций о сдаче в аренду муниципального имущества.
Отметим, что ни СГС «Аренда», ни СГС «Концептуальные основы» не предусмотрено никаких специальных требований по вопросу определения аналогичности (схожести) объектов, решение подобных вопросов относится к компетенции соответствующих должностных лиц учреждения (комиссии).
Обратите внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Оценка может осуществляться на основании заключения должностных лиц учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).
3. Таким образом, если бюджетное учреждение — передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве операционной аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 ХХ 310 — отражена передача права пользования активом;
2. Увеличение забалансового счета 26 — учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
3. Дебет 0 401 20 271 Кредит 0 104 ХХ 411 — отражено начисление амортизации (ежемесячно);
4. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 121 — отражено начисление доходов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости;
5. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 — отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
6. Дебет 0 401 40 121 Кредит 0 401 10 121 — признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
7. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) — отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
Если же бюджетное учреждение — передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве финансовой аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Отражено выбытие объекта, переданного в пользование:
1.1. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 ХХ 410 — в сумме остаточной стоимости;
1.2. Дебет 0 104 ХХ 411 Кредит 0 101 ХХ 410 — в сумме начисленной амортизации;
1.3. Увеличение забалансового счета 26 — учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 122 — отражено начисление доходов от передачи имущества в безвозмездное пользование в сумме справедливой стоимости;
3. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 — отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
4. Дебет 0 401 40 122 Кредит 0 401 10 122 — признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
5. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) — отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
В то же время в случае, если в бюджетном учреждении имеются договоры, заключенные в предыдущие отчетные периоды и продолжающие действовать в 2018 году, то есть «переходящие» договоры, ссудодатель должен сформировать входящие остатки с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в порядке, определенном Методическими указаниями, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83463.

Читать еще:  Как расторгнуть договор с арендатором раньше срока

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет льготной аренды по стандарту «Аренда» у арендодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Определение справедливой стоимости

Справедливость в определении стоимости – несколько неоднозначный термин. Правильная оценка активов компании очень важна для многих моментов ее деятельности. Важно, чтобы оценка была не только правильной, но и соответствовала требованиям, предъявляемым к конкретному активу, ведь они могут быть разными. Каждый способ определения стоимости имеет свои особенности и сферы применения, что не всегда позволяет сделать однозначный вывод для заинтересованных в этой информации лиц. Выходом из ситуации может являться справедливая оценка.

Чем этот вид оценивания активов отличается от других, в чем его характерные особенности и, в целом, как иметь дело со справедливой стоимостью, анализируем в этой статье.

Справедливая стоимость как экономическое понятие

Оценка активов нужна во многих бизнес-ситуациях. Она должна достоверно отражать положение дел на текущий момент времени, хотя рыночная ситуация постоянно изменяется. Результаты оценки должны быть легко интерпретированы относительно интересов разных категорий лиц. Оценивать можно разные основные средства:

ВАЖНО! Определение справедливой стоимости не имеет связи с обязательной оценкой, предусмотренной законодательством и нормативными актами в определенных случаях, таких как, например, приватизация или неденежный взнос в уставной капитал. Процедуры справедливой оценки государство не регулирует.

Справедливая стоимость (англ. «fair value») – та сумма, которой теоретически заинтересованные стороны могут рассчитаться за активы или обязательства (13 Стандарт МСФО).

Читать еще:  Ипотека и сдача квартиры в аренду

Характеристики справедливой стоимости:

  • оценивается конкретный объект;
  • учитываются категории этого объекта, важные для участников рынка (например, место, время сделки, состояние актива, кредитные риски должника для обязательства);
  • на справедливую оценку влияют возможные ограничения на продажу или покупку актива либо его применение.

Цель применения справедливой стоимости

Отражение в отчетности по международным стандартам (МСФО) действительной текущей цены активов и обязательств компании нужно для:

  • деятельности на международных рынках;
  • привлечения зарубежных инвесторов;
  • кредитования в иностранных банках;
  • создания совместных предприятий;
  • поглощений и слияний;
  • возрастания стоимости капитала компании.

Когда применяется справедливая оценка стоимости

П. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции от 28 марта 2002 года утверждает параметры оценивания активов для внесения их на баланс отдельно по каждому виду. Для активов, приобретенных возмездно, нужно применять:

  • оценку по справедливой стоимости, если за актив заплачено в неденежной форме;
  • рыночную оценку – при стандартной купле-продаже.

Более точным переводом из Стандарта МСФО с английского языка на русский было бы использование слова «измерение» вместо «оценка», поскольку речь изначально идет о нефинансовых активах.

ВАЖНО! Если стоимость неденежных средств, переданных в уплату за актив, оценить невозможно, справедливая оценка станет затруднительной, тогда придется их оценивать по текущей рыночной стоимости.

Справедливая или рыночная стоимость?

Понятия эти во многом схожи, иногда справедливая оценка совпадает с рыночной (например, для объектов недвижимости, земляных участков, оборудования). Рыночной стоимостью чаще всего считают самую ожидаемую цену, которую за него бы заплатили при наличии свободной конкуренции.

Однако между этими понятиями есть и существенные различия. Сравним справедливую и рыночную стоимости по разным показателям в таблице. При этом прочие условия по умолчанию будем считать равными:

  • осведомленность продавца и покупателя актива;
  • они совершают сделку по своей воле, без принуждения;
  • на рынке их позиции примерно равны.

Расчет справедливой стоимости

Стандарт определения справедливой стоимости подразделяет информацию, на основании которой она производится, на три уровня.

1 уровень, рыночный. Самый надежный и очевидный. Нефинансовый актив оценивается по стоимости такого же на активном рынке в данный момент времени (момент оценки).

2 уровень, корректировочный. Когда актив или обязательство не постоянны, а относятся к определенном периоду, то их стоимость можно определить только в этот период, сравнив с котировками на данный момент. Поэтому справедливая стоимость уже будет не безоговорочной, а скорректированной на время, место, состояние актива и особенности рынка.

3 уровень, ненаблюдаемый. Иногда данные для определения стоимости актива или обязательства невозможно определить прямо (они ненаблюдаемы), в этом случае нужно анализировать весь максимум доступной об активе информации.

Справедливая оценка актива будет относиться к одному из этих уровней:

  • первый уровень определяет несомненную оценку;
  • второй и третий требуют дополнительных методов оценивания и обуславливания выбора;
  • при третьем уровне нужно приводить сопутствующую оценке информацию: изменения в отчетном периоде, суммы затрат и прибылей по этому активу за оцениваемый период, описание процесса оценивания.

Выбор подхода к оценке справедливой стоимости

  1. Сравнение с аналогичными активами на рынке по определяющим показателям: в оцениваемый период, в том же объеме и пр.
  2. Метод дисконтированных денежных потоков – выяснение способности к стабильной прибыли от актива в прогнозе на оцениваемый срок.
  3. Затратный метод – основан на анализе последних балансовых значений.

Примеры применения справедливой стоимости

Пример 1. Деревообрабатывающая фирма на данный момент имеет в избытке доски. Она остро нуждается во фрезеровочном оборудовании и договорилась об его обмене на излишек сырья. Как определить количество, которое нужно передать в уплату за станок? Для этого нужно «сложить цену» данному активу. Это как раз и будет его справедливой оценкой. Для оценивания нужно учесть себестоимость сырья именно для этой фирмы. Если у компании есть постоянные поставщики, то справедливая стоимость составит сумму затрат на покупку аналогичной по объему партии досок у этих поставщиков. По факту, это будет то количество, которое согласится принять в обмен владелец фрезеровочного оборудования.

Пример 2. У компании 1 есть пакет акций компании 2, в данный момент не ведущей деятельность. Ранее они высоко котировались на рынке. По какой цене компания может продать их теперь? Справедливая оценка зависит не от прежних, уже не актуальных котировок (рыночной оценки), а от других факторов, в частности, собирается ли фирма 2 возобновлять свою активность и насколько успешны прогнозы.

Пример 3. Фирма собирается заключить сделку со специализированным имуществом – частью имущественного комплекса предприятия. На рынке такое имущество практически никогда не продается отдельно, поэтому справедливую стоимость придется определять иначе, нежели рыночную.

Справедливая стоимость в ФСБУ для госсектора

dpolekhov сказал(-а): 20.04.2018 11:31

Справедливая стоимость в ФСБУ для госсектора

Коллеги, добрый день.
Вопрос в том, что за зверь «справедливая стоимость» в федеральных стандартах бухучёта для госсектора и с чем его едят.
Первоначально это понятие есть в Приказе Минфина России от 31.12.2016 N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (раздел V)
Интересует же его практическое применение при использовании другого ФСБУ — Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»

Дело в том, что мы как бюджетное учреждение используем имущество по договорам безвозмездного пользования (на ссуду распространяется ФСБУ 258н по аренде). И при постановке на учёт такого имущества согласно ФСБУ теперь должны определять его справедливую стоимость, причём не только самого имущества, но и арендных платежей.
Вопрос в том, правомочны ли мы её определять сами (и как это должно тогда оформляться) или это должно быть что-то не меньше отчёта оценщика?

ugan сказал(-а): 26.04.2018 10:21

Отвечает Олеся Орлова, эксперт Системы Госфинансы

Стандарты не устанавливают четкий порядок определения справедливой стоимости: ни конкретных лиц, которые должны делать это, ни методики определения, ни документов, которыми определение цены оформляется. Следовательно, учреждение вправе определить порядок самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

Что касается информации о стоимости и её источников. Конкретного списка сайтов (иных источников) законодательно не установлено. Следовательно, подойдут любые содержащие необходимую и актуальную информацию. Термин «аналогичное» не значит абсолютно похожее, но означает «сходное», «подобное». Очевидно, что полученное вами имущество не настолько особенное и эксклюзивное (если только это не историческое помещение), чтобы хотя бы близких аналогов на рынке ему не нашлось.

Также существует несколько методов расчета рыночных цен, из которых можно выбрать наиболее Вам подходящий. Посмотрите о них в рекомендации Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг). Сделанные расчеты должны быть документально оформлены (в любом удобном учреждению виде). Метод сопоставимых рыночных цен, который применяют при закупках также может быть применен для определения справедливой цены (смотрите образец расчета). То есть выбирайте подходящий метод, закрепляйте его в учетной политике и к учреждению вряд ли можно будет предъявить какие-либо претензии в правильности определения справедливой стоимости. Сведения у арендодателя получить можно, но они не в полной мере будут отражать справедливую стоимость имущества – их можно использовать как один из источников информации.

Читать еще:  Как правильно составить договор аренды квартиры

ugan сказал(-а): 06.06.2018 11:38

ugan сказал(-а): 07.06.2018 09:35

ЦБ сказал(-а): 07.06.2018 09:57

topalov сказал(-а): 07.06.2018 21:28

ЦБ сказал(-а): 08.06.2018 08:10

topalov сказал(-а): 08.06.2018 09:39

ЦБ сказал(-а): 08.06.2018 09:48

ugan сказал(-а): 18.06.2018 04:59

ЦБ сказал(-а): 18.06.2018 14:09

ugan сказал(-а): 02.07.2018 06:15

коллеги, как у кого обстоят дела с определением справедливой стоимости на сегодняшний день?
В соответствии с п. 26 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 258н
«Об утверждении ФСБУ «Аренда», объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.
Исходя из этой нормы, я применила метод НМЦК, используя данные сайта авито (нашла там все-таки несколько аналогичных предложений). Оформила все актом. Перед этим запросила данные у передающей стороны, получила ответ, что информации о спр.стоимости у них нет и не будет.
Уже была удовлетворена результатом проделанной работы. Оговорюсь — договор безвозмездного пользования согласован с Теруправлением Росимущества.

НО — 29.06.18 посетила ВКС с участием Сивец. Там она разъяснила, что если договор заключен без участия Росимущества, то определять спр.стоимость методом НМЦК. А если договор заключен с участием Росимущества — то обращаться за оценкой к ним! при этом СВ сказала, что на сегодняшний день Росимущество дает ответы, что не знает, но Минфин будет на него давить, дабы работу эту ускорить. А пока оценки нет, исходя из принципа осмотрительности, временно следует показать условную оценку (здесь я точно не уверена, но вроде как 1кв.м=1руб.), а далее, пока информация о спр.стоимости не будет выбита из Росимущества, на каждую отчетную дату объясняться по усл.оценке в ПЗ!

также СВ оговорила, что никаких независимых оценок за деньги проводится не должно!

и вообще этой информацией она мне все подпортила. Стандарт не устанавливает четкого порядка определения спр.стоимости, не определяет разные варианты для договоров согласованных и не согласованных с Росимуществом, а здесь с трибуны заявили, что надо-то вот так.

Как определить справедливую стоимость арендных платежей?

С 2018 года — начала действия федеральных стандартов для организаций государственного сектора, появилось немало новых понятий. Одно из них — справедливая стоимость арендных платежей. В каком случае ее необходимо определять и как это делать? Об этом поговорим в статье.

Зачем определять справедливую стоимость арендных платежей?

Справедливая стоимость арендных платежей определяется на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

При этом по справедливой стоимости арендных платежей в бухгалтерском учете отражаются объекты учета аренды на льготных условиях в контексте п. 26 Стандарта «Аренда»*(1). То есть объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости.

По справедливой стоимости арендных платежей в бухгалтерском учете признаются:

  • объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом (п. 27.1 Стандарта «Аренда»);
  • объект учета неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях — основное средство (п. 28.1 Стандарта «Аренда»);
  • объект учета операционной аренды на льготных условиях — доход от предоставления права пользования активом (п. 29.1 Стандарта «Аренда»);
  • объект учета неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях — доход от предоставления права пользования активом (п. 30.1 Стандарта «Аренда»).

Определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием при принятии организациями государственного сектора к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды (смотрите, например, письмо Минфина России от 08.05.2018 № 02-07-08/30805).

Как определить справедливую стоимость арендных платежей?

Информация о методах и порядке определения справедливой стоимости приведена в разделе V Стандарта «Концептуальные основы»*(2).

Учитывая, что справедливая стоимость арендных платежей определяется методом рыночных цен, ее определяют на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 Стандарта «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные (п. 59 Стандарта «Концептуальные основы»):

  • от независимых экспертов (оценщиков);
  • сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

При этом не учитываются возможные (предполагаемые) издержки по сделке, связанные с продажей или иной формой выбытия актива или с передачей обязательства (п. 60 Стандарта «Концептуальные основы»).

Информацию об источниках определения рыночной стоимости арендных платежей целесообразно закрепить в рамках учетной политики учреждения.

Например, в качестве возможных источников могут быть выбраны:

  • предложения по схожим объектам, размещенные в сети «Интернет»;
  • утвержденные на уровне конкретного муниципального образования размеры арендной платы (смотрите, например, решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 17.12.2013 № 1-4/562 «Об определении стоимости арендной платы за недвижимое муниципальное имущество»);
  • данные с торгов о начальной цене договора аренды государственного (муниципального) имущества в конкретном регионе;
  • Методика по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения), утвержденная приказом Минстроя РФ от 14.09.1992 N 209 (носит рекомендательный характер).

Кроме того, рыночная стоимость арендных платежей может быть запрошена в органе, осуществляющем функции по управлению имуществом, если в рамках конкретного публично-правового образования данный орган наделен такими полномочиями.

В любом выбранном случае, необходимо следовать принципу осмотрительности, согласно которому при ведении бухгалтерского учета необходимо обеспечивать приоритетное признание расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (п. 3 Инструкции № 157н*(3)).

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector