4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перераспределение земельного участка находящегося в аренде

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

Читать еще:  Опись мебели при аренде квартиры

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Обзор документа

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

ЗК РФ регулирует:

— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Минэкономразвития России от 09.10.2019 N Д23и-34697 «О перераспределении земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 октября 2019 г. N Д23и-34697

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СЛУЧАЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ПОДПУНКТОМ 4

ПУНКТА 1 СТАТЬИ 39.27 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

Ранее Департаментом недвижимости направлялась позиция о невозможности перераспределения земель и нескольких земельных участков исходя из положений абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ (письмо от 24.08.2018 N Д23и-4640).

Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 283-ФЗ) среди прочего внесены изменения в положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), регулирующие вопросы перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Так, пункт 1 статьи 39.27 ЗК РФ дополнен новым подпунктом 4, установившим еще один случай, при котором допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой: если приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно положениям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ, допускается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, одновременно с землями и земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.

Считаем необходимым также отметить, что статья 39.27 ЗК РФ не содержит положений (в том числе с учетом внесенных Законом N 283-ФЗ изменений), наделяющих полномочиями на обращение в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков лиц, которые не являются собственниками исходных земельных участков, участвующих в перераспределении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости вправе обратиться собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости. Указанные правила применяются также в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения, за исключением земельного участка, образуемого путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в отношении которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации).

Читать еще:  Заявление на расторжение договора аренды

Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения в установленном пунктом 4 статьи 39.37 ЗК РФ случае, вправе обращаться уполномоченные в установленном порядке представители органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления, уполномоченного в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования своими действиями осуществлять имущественные права и обязанности, в отношении исходных земельных участков, участвующих в перераспределении, либо обладающих полномочиями на их предоставление в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Как увеличить площадь земельного участка находящегося в аренде

Перераспределение участков, находящихся в собственности

Под перераспределением земельных участков следует понимать изменение общих границ нескольких участков земли таким образом, что их суммарная площадь и наружные границы остаются неизменными, но изменяется расположение внутренних смежных границ, в результате чего изменяется площадь перераспределяемых участков.

Основания

Согласно пункту 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, основаниями для перераспределения земельных наделов могут быть:

  • Необходимость приведения граничных линий в соответствие проекту межевания территории;
  • Необходимость исключения клиньев, ломаных линий и чересполосицы, присутствующих в смежных границах наделов;
  • Инициатива владельца смежных участков, предназначенных для индивидуального строительства или для занятий сельским хозяйством;
  • Необходимость размещения в границах смежных наделов объекта капитального строительства.

В этом случае владелец может увеличить площадь одного из участков до необходимого размера за счёт другого методом перераспределения границ.

Важно учитывать, что образующиеся в результате перераспределения наделы земли не должны иметь площадь, превышающую максимум, установленный региональными властями для земель данного типа.

Если в результате перераспределения площадь надела, принадлежащего частному лицу, была увеличена за счёт государственных земель, то владелец участка должен оплатить увеличение площади согласно тарифам, устанавливаемым федеральными или местными властями (пункт 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Необходимые документы

Перед обращением в органы исполнительной власти, собственник земельных наделов, в отношении которых планируется перераспределение границ, должен собрать следующие документы:

  • Правоустанавливающие бумаги (договор покупки, мены, дарения, или свидетельство о наследственном праве) на все смежные наделы земли;
  • Правоподтверждающий документ (свидетельство о праве собственности);
  • Схема расположения смежных наделов;
  • Копия паспорта.

Схема расположения наделов предъявляется только в том случае, если отсутствует проект межевания для данных территорий.

Если все участки зарегистрированы в ЕГРН, то предъявлять правоустанавливающие и правоподтверждающие документы необязательно.

В случае обращения с заявлением представителя собственника необходимо иметь нотариальную доверенность от него.

Порядок действий

После сбора документов собственник земельных наделов должен организовать работы по образованию новых границ, и затем зарегистрировать их в документах.

Данная процедура осуществляется в следующие шаги:

  1. Обращение с заявлением о перераспределении в земельный департамент органов местного самоуправления;
  2. Рассмотрение заявления (30 дней);
  3. Подписание согласия на перераспределение или отказ;
  4. В случае согласия – проведение заявителем кадастровых работ по определению новых границ;
  5. Предоставление в земельный департамент новых кадастровых паспортов на участки с изменёнными границами;
  6. Утверждение новых границ и выдача заявителю свидетельства о наличии вещного права на новые участки;
  7. Регистрация права собственности на вновь образованные наделы в органах Росреестра.

Геодезическая фирма должна иметь лицензию на осуществление межевых работ, а кадастровый инженер должен обязательно состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.

Земельный департамент утверждает кадастровые планы новых участков при отсутствии нарушений требований публичного и частного сервитутов для каждого вновь образованного участка, а также при соблюдении требований к минимальным и максимальным размерам земельных участков, утверждённых в данном субъекте федерации.

Для регистрации права собственности нужно предъявить полученное свидетельство о наличии вещного права, которое в данном случае является правоустанавливающим документом, кадастровые документы вновь образованных участков, паспорт и квитанцию об уплате госпошлины.

Читать еще:  Комиссия за аренду квартиры что это

Возможные проблемы

В земельном департаменте могут отказать в соглашении о перераспределении по следующим причинам:

  • Неверно заполненное заявление;
  • Предоставление неполного пакета документов;
  • Отсутствие согласия на перераспределение лиц, чьими правами обременены указанные в заявлении наделы;
  • Нахождение на перераспределяемых землях объекта, принадлежащего муниципальным властям;
  • Превышение у вновь образуемых участков размеров площадей, установленных как максимальные в данном регионе;
  • Предъявление схемы расположения наделов, составленной с нарушениями.

В случае неправильного заполнения заявления или непредставления части документов заявление возвращается в течение десяти дней для исправления недочётов и повторной подачи (п. 7 ст. 39.29 ЗК РФ).

Под разделением участков следует понимать образование двух или более земельных наделов из одного, который прекращает своё существование, согласно п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ.

Перераспределение возможно

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 8)

Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.

Земельный участок неразграниченной государственной собственности предоставлен в аренду собственнику противорадиационного укрытия. Собственник намерен провести реконструкцию объекта, но согласно проекту реконструкции необходим земельный участок большей площади. Можно ли увеличить площадь участка путем перераспределения, если смежный земельный участок также является земельным участком государственной собственности до ее разграничения?

В. Бударина, г. Чулым

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ «образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи».

Более того, согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ «решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений арендаторов земельных участков, из которых образуются земельные участки».

Таким образом, по общему правилу для перераспределения земельных участков (которое согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ является одним из видов образования земельных участков) необходимо согласие арендатора смежного земельного участка, если он является объектом договора аренды.

Тот факт, что смежные земельные участки являются участками «неразграниченной государственной собственности», означает следующее. Они находятся в ведении одного и того же субъекта, к которому следует обратиться в соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ для разрешения возникшего вопроса. Например, в городах Москве и Санкт-Петербурге «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Итак, собственник объекта недвижимости вправе обратиться в соответствующий орган власти, по решению которого был предоставлен арендуемый земельный участок с заявлением о перераспределении земельных участков для увеличения размера занимаемого земельного участка и заключении нового договора аренды/внесении изменений в действующий договор аренды. К данному заявлению необходимо приложить:

— кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

— правоустанавливающий документ на земельный участок (в рассматриваемой ситуации — договор аренды).

Аналогичный пакет документов должен представить арендатор смежного земельного участка (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).

Однако сложно утверждать, что у собственника имеются основания, достаточные для того, чтобы площадь земельного участка была увеличена. Можно предположить, что проект реконструкции объекта был разработан проектировщиками, скорее всего, коммерческими юридическими лицами и не был согласован с государственными органами (так как у собственника нет земельного участка необходимой площади). Вряд ли мнение проектировщиков будет учтено в качестве обстоятельства, требующего обязательного перераспределения земельных участков, органом власти или судом (согласно п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ «образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки»).

Подведем итог: в данном конкретном случае будут исследоваться все имеющие значение обстоятельства, в частности следующие:

— наличие согласия арендатора смежного участка (если он является объектом аренды);

— не приведет ли перераспределение к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к нарушению требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами (ст. 11.9 ЗК РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector