2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Норма предоставления жилья

Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (с изменениями и дополнениями)

Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29
«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

С изменениями и дополнениями от:

24 января 2007 г., 18 июня, 24 сентября 2008 г., 27 января, 8 сентября 2010 г., 2 марта, 5 октября 2011 г., 27 июня, 14 ноября 2012 г., 29 мая, 19 июня, 6 ноября 2013 г., 29 января, 2 июля 2014 г., 14, 28 декабря 2016 г., 20 февраля 2019 г.

ГАРАНТ:

О программе обеспечения жителей г. Москвы жилыми помещениями на 2011 г. см. постановление Правительства Москвы от 3 июня 2011 г. N 243-ПП

См. постановление Московской городской Думы от 14 июня 2006 г. N 188 «О Законе города Москвы «Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения»

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы, а также регулирует отношения по осуществлению полномочий Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданных для осуществления органам государственной власти города Москвы. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с обеспечением права на жилые помещения жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете в организациях.

Москва,
Московская городская Дума
14 июня 2006 года
N 29

Закон принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.

Установлены порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жителями города Москвы жилых помещений в собственность.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. Жители города Москвы, не признанные таковыми, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами.

Жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ), сохраняют право на улучшение жилищных условий. После 1 марта 2005 года жители г. Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (а не в улучшении жилищных условий), но только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Также в Законе определены условия, основания и порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. Жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при условии, что они проживают в г. Москве не менее 10 лет на законных основаниях и являются малоимущими. Одним из оснований признания нуждающимися в жилых помещениях может являться несоответствие размера площади жилого помещения учетной норме (учетная норма установлена данным Законом в размере 10 квадратных метров на человека для отдельных квартир и 15 — для коммунальных). Нуждающимися в жилых помещениях признаются также граждане, проживающие в жилых помещениях, признанными непригодными для проживания, и некоторые другие категории граждан.

Регламентирован порядок обеспечения городом Москвой права жителей города Москвы на жилые помещения. Вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонта и др. Установлена норма предоставления площади жилого помещения — 18 квадратных метров на одного человека. Размер площади жилого помещения, предоставляемого на семью, зависит от состава и численности семьи.

Жители города Москвы, нуждающиеся в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма или по договору безвозмездного пользования. Кроме этого, закреплено право на приобретение жилых помещений в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств.

Во избежание злоупотреблений со стороны жителей города Москвы своим правом на улучшение жилищных условий Законом установлено правило, согласно которому при умышленном совершении действий, влекущих ухудшение жилищных условий, граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими таких действий.

Закон также содержит перечень стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 27 июля 2006 г. N 90, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», июль 2006 г., N 42 (дата выхода номера в свет 26.07.06), в «Ведомостях Московской городской Думы», 2006 г., N 7 (дата выхода номера в свет 08.08.06), в московской жилищной газете «Квартирный ряд» от 17-23 августа 2006 г. N 33

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 20 февраля 2019 г. N 8

Изменения вступают в силу с 5 марта 2019 г.

Закон г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 14 декабря 2016 г. N 47

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 2 июля 2014 г. N 38

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 29 января 2014 г. N 5

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 6 ноября 2013 г. N 60

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 19 июня 2013 г. N 31

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 29 мая 2013 г. N 28

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 14 ноября 2012 г. N 57

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 30

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Закон г. Москвы от 5 октября 2011 г. N 44

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 2 марта 2011 г. N 7

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 8 сентября 2010 г. N 37

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 27 января 2010 г. N 2

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 сентября 2008 г. N 45

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 18 июня 2008 г. N 24

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 января 2007 г. N 2

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читать еще:  Приватизированная квартира это

Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда г. Москвы

ГАРАНТ:

Решение Московского городского суда от 12 октября 2010 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2011 г. N 5-Г10-250, статья 20 настоящего Закона признана не противоречащей действующему законодательству

Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 1 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Определение размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, производится с учетом уровня обеспеченности граждан, состоящих на жилищном учете, площадью жилых помещений, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 часть 2 статьи 20 настоящего Закона изложена в новой редакции

2. При обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями с учетом размера площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, суммарная площадь всех жилых помещений может превышать размер, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 4 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 5 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 6 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

6) на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 14 декабря 2016 г. N 47 в часть 9 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Нормы площади жилого помещения в 2019 году

Решая жилищные вопросы, государство всегда обращает внимание на площади жилых помещений. Учитывая, что жилищные вопросы очень разнообразные, то государству нужно было привести к общему знаменателю параметры площади жилья. Для удобства госорганы придумали особые нормативы жилплощади. Поэтому чтобы понимать жилищную логику государства, нужно в этих нормативах ориентироваться.

Нормы жилой площади: что нужно знать

Давайте сразу разберёмся в понятиях. Жилая площадь — это не квадратура квартиры. Согласно законам, жилая площадь — это размер комнат, т. е. помещений, предназначенных для проживания. Кухня, санузел, кладовки не считаются жилыми «квадратами». Но они учитываются при определении общей площади жилья — это площадь всех помещений квартиры, кроме балкона, лоджии, террасы. Разрабатывая нормативы, госорганы обычно подразумевают жилую площадь.

Жилая площадь квартиры включает в себя только площадь жилых комнат

Норма жилплощади — минимальное количество жилых «квадратов», положенных человеку по закону.

Законы о нормах жилплощади

Базовый закон о нормативах площади — Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК). В нём — термины и общие положения. Конкретные цифры площадей следует искать в законах субъектов РФ и в муниципальных документах — актах посёлков, городов, муниципальных районов.

О нормативах для некоторых граждан — льготников и служащих государства — есть информация в специальных законах, например, в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральном законе «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5, Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76 и т. д.

Виды норм жилой площади

В России существует 4 норматива для жилой площади:

  • санитарная норма;
  • норма предоставления;
  • учётная норма;
  • социальная норма.

Все эти нормативы показывают минимум территории, необходимой человеку для жизни. Разница в том, что каждая норма применяется только в конкретных, обозначенных законом ситуациях. Например, там, где работает санитарная норма, не работает учётная норма и так далее. Поэтому и числовые показатели для каждой нормы свои, они, как правило, друг с другом не совпадают.

Читать еще:  Приватизация комнаты в квартире

Все нормы рассчитываются как количество кв. м. на 1 человека. Если квартиру получает семья, то значение нормы нужно умножить на количество членов семьи.

Зачем нужны нормы жилплощади

Нормирование жилых метров нужно государству для разных целей:

  • просчитать размер помещения, которое нужно предоставить человеку или семье для более или менее нормальной жизни (по договору социального найма, в общежитии, при переселении из аварийного жилища и т. п.);
  • вычислить размер субсидии, если гражданин на неё претендует;
  • если кто-то хочет прописаться в квартире — выяснить, хватит ли всем места;
  • определить стоимость коммунальных услуг, размер льготных скидок.

Норма предоставления площади жилого помещения

Норма предоставления жилплощади — минимальный размер жилья, который может получить человек от муниципалитета по договору социального найма (ст. 50 ЖК). Конкретное количество метров определяется местными властями исходя из возможностей муниципального жилищного фонда. Поэтому цифры по стране могут отличаться. Но самые распространённые значения нормы предоставления следующие:

  • 33 кв. м. — если живёт один человек;
  • 42 кв. м. — для двух человек;
  • 18 кв. м. на одного человека — для семьи из 3 и более человек.

Жилая площадь квартиры по норме предоставления будет зависеть от количества человек в семье. Например, если в регионе действует «классическая» норма предоставления, то семья из 4 человек получит жильё размером 72 кв. м. (18 х 4 = 72).

Размер жилья по соц. найму рассчитывается, исходя из нормы предоставления и количества человек в семье

Норма предоставления работает только в случае, когда семья снимает жильё по договору соц.найма. Его заключают с муниципальными или региональными органами власти. Суть договора: семья бесплатно пользуется жилищем, которое принадлежит на праве собственности городу или региону. Чтобы воспользоваться соц. наймом, семья должна быть одновременно признана малоимущей и нуждающейся в улучшении условий проживания. Порядок признания малоимущими в каждом регионе свой. Как правило, малоимущей считается семья, совокупного дохода которой не хватает на содержание всех членов семьи, ибо на каждого приходится сумма меньшая, чем прожиточный минимум региона. А вот критерии для признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, едины для всей страны. Они перечислены в ст. 51 ЖК:

  • у семьи нет собственного жилья;
  • граждане не заключали договор соц.найма;
  • живут в одном помещении с опасно больным человеком;
  • дом признан аварийным;
  • жилая площадь меньше учётной нормы.

Учётная норма жилплощади

Учётная норма (далее — УН) — минимум «квадратов», по которому определяют, можно ли причислить человека/семью к нуждающимся в улучшении условий проживания. Если жилплощадь меньше УН, семья имеет право на улучшения. УН — маячок потребности в лучшем жилье.

Норма предоставления и УН похожи, но не одиноковы. До заключения договора соц. найма работает учётная норма — показывает, есть ли вообще право на соц. найм. А во время оформления соц. найма действует норма предоставления, по которой определяют, сколько кв. м. выделить семье. Числовые значения двух этих норм близки, но не равны. УН не может быть больше нормы предоставления.

Показатель УН устанавливают местные власти, поэтому в каждом городе он свой.

Раассмотрим пример. Семья из 3 человек живёт в однокомнатной квартире, площадью 27 кв. м., в Краснодаре. Семья хочет встать в очередь на улучшение условий жилья. Для этого нужно понять: их квартира меньше учётной нормы или больше. Показатель УН в Краснодаре 10 кв. м. на человека. Считаем: 3 человека х 10 кв. м. = 30 кв. м.

Т. е. для минимального комфортного проживания семье нужно 30 «квадратов». Сейчас же площадь их квартиры на 3 «квадрата» меньше. Следовательно, семья может встать на учёт для улучшения жилищных условий.

Санитарная норма жилплощади

Санитарная норма (далее — СН) — самый минимальный показатель того, сколько нужно квадратов человеку для жизни. Помещение не может быть меньше СН, иначе жить в нём будет невозможно. Санитарная норма общая для всей страны и равна 6 кв. м. на человека. Из-за её скромности по СН рассчитывают размер помещений только для временного размещения людей: комнат в общежитии (ст. 105 ЖК), в манёвренном жилье — временном жилище, которое государство предоставляет в особых случаях, например, на время капремонта дома (ст. 106 ЖК).

Например, площадь комнаты в общежитии — 25 кв. м. Значит, в такую комнату можно поселить максимум 4 человека (25 кв. м./6 кв. м. = 4,17).

Социальная норма жилплощади

Социальная норма — норматив жилой квадратуры, который используется когда нужно:

  • вычислить размер компенсаций по коммунальным платежам;
  • определить, имеют ли граждане право участвовать в региональной или местной жилищной программе;
  • рассчитать сумму субсидии по жилищной программе.

Случаи применения социальной нормы могут быть и иные — они варьируются в зависимости от региона или муниципалитета.

Федеральный стандарт такой нормы равен 18 кв. м. общей площади на 1 человека (имеется в виду не площадь жилых комнат, как в предыдущих нормативах, а площадь комнат + бытовые помещения). Регионы и муниципалитеты вправе устанавливать свои социальные нормы, которые могут быть больше или меньше 18 кв. м., ориентироваться на общую или жилую площадь.

Разберём пример. В Новосибирске живёт семья из 4 человек в квартире площадью 60 кв. м. Размер их идеального жилья по норме равен 18 кв. м. х 4 человека = 72 кв. м. (Социальная норма в Новосибирске соответствует федеральному стандарту). Получается, что сейчас семья живёт в маленькой квартире, поэтому может участвовать в жилищной программе. Если, конечно, соответствует и иным требованиям конкретной программы (молодая семья, малоимущие и т. д.). Компенсацию по коммунальным платежам семья будет получать за всю квартиру.

Допустим, в такой же квартире живёт семья из 2 человек. 18 кв. м. х 2 человека = 36 кв. м. В жилищные программы уже не попадают, т. к. площадь квартиры достаточная. Компенсацию по коммунальным платежам семья будет получать за нормированные 36 «квадратов». Оставшиеся 24 кв. м. (60 — 36 = 24) придётся оплачивать сполна.

Нормы жилплощади для некоторых категорий граждан

Федеральные, региональные и местные органы власти для некоторых категорий граждан могут установить особые нормативы жилой площади. Числовые значения нормативов, условия применения, категории граждан прописаны в федеральных, региональных и муниципальных законах соответственно.

Как правило, к особым категориям граждан относятся льготники и работники бюджетной сферы.

Льготные категории граждан:

  • инвалиды,
  • сироты,
  • многодетные семьи,
  • ветераны боевых действий,
  • семьи, потерявшие кормильца,
  • граждане, подвергшиеся радиационному воздействию (Чернобыль, Семипалатинск),
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы,
  • Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Работники бюджетной сферы:

  • судьи,
  • прокуроры,
  • работники МВД,
  • военнослужащие,
  • преподаватели.

Про каждую категорию принят отдельный федеральный закон, где и указано право этих граждан на особые нормы жилплощади. Конкретные цифры норм будут указаны в законах региона или актах местной администрации, поэтому прежде всего стоит изучить эти документы.

Подразумевается, что особые категории граждан получают жильё по договору соц. найма. Лишь в этом случае мы можем говорить об особых нормативах площади. Чтобы воспользоваться своим правом, льготники и бюджетники должны нуждаться в улучшении жилищных условий, т. е. жить в помещении, размер которого не проходит по учётной норме региона, а иногда граждане должны соответствовать иным требованиям (срок выслуги, звание). Требование «малообеспеченность» на льготников и бюджетников не распространяется.

Рассмотрим, в чём заключается жилищная льгота для некоторых особых категорий граждан.

Инвалиды

Человек, страдающий тяжёлым заболеванием (список заболеваний устанавливает Правительство РФ), может рассчитывать на жильё, которое больше нормы предоставления. Увеличить жильё могут максимум в два раза (ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Читать еще:  Порядок выселения из квартиры

Герои

Герои труда вправе получить жильё от государства вне очереди, при этом размер жилья на 15 «квадратов» больше, чем норма предоставления (ст. 3 Закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).

Герои СССР и герои РФ также претендуют на жильё вне очереди, но для них размер жилища увеличится на 20 кв.м. (ст. 5 Закона «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»)

Работники органов внутренних дел

Полицейские, служащие МВД и Росгвардии вправе, согласно ст. 7 Закона «О соц. гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ», получить жильё по соц. найму:

  • 33 кв. м. — на одного человека,
  • 42 кв. м. — на семью из двух человек,
  • 18 кв. м. — на каждого члена семьи (если семья состоит из трёх и более человек).

Те, кто дослужился до полковника, и те, кто имеет учёные звания, могут получить дополнительные 20 «квадратов» жилплощади.

Военнослужащие

Военные получают жильё по соц. найму в расчёте 18 «квадратов» на человека. Дополнительные 15–25 кв. м. могут получить полковники, преподаватели военных учебных заведений, командиры воинских частей (ст. 15.1 Закона «О статусе военнослужащих»).

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Для человека, не имеющего недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем. Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности. Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

Понятие «норма предоставления жилой площади»

Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

Например, нормы предоставления жилой площади на одного человека на территории Москвы равняются 18 кв. метрам. А чтобы встать на учет с целью улучшения условий, норма должна достигать показателя в 10 кв. метров на человека. Если обратиться к законодательству Ростовской области, то норма предоставления площади жилого помещения на человека, проживающего обособлено от остальных представителей семьи, составляет 25-33 кв. метра. Если семья состоит из трех и более представителей, тогда минимальный размер составит 15-18 метров.

Понятие «учетная норма площади жилого помещения»

Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы. Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади. Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст. 57 ЖК РФ. Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

  • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
  • инвалиды I или же II нерабочих групп;
  • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
  • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет. Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме. Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

Нормирование жилой площади социального найма

На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector