0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поквартирная карточка отменена

28.06.2018 | Обязанность УО/ТСЖ/ЖСК выдавать справки формы 7 и формы 9

Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются в ТСЖ, ЖСК и управляющие организации за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемых информационных справках «О регистрации», «О составе семьи» (форма № 9), «Характеристика жилого помещения» (форма № 7), а также о поквартирных карточках (форма № 10) и выписок из домовых (поквартирных) книг (форма № 11). Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.

НПА, обязывающие выдавать справки

Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:

1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).

2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).

Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Справки о зарегистрированных гражданах

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.

Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.

Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.

Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).

Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.

Вместо форм 9,10,11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).

Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их по сути некому.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в органы регистрационного учета или архивы.

Справки о характеристике жилого помещения

Пункт 47 Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» предусмотрено, что выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. 1993-р, выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляют государственные и муниципальные учреждения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Орган, к полномочиям которого относится выдача справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок определяется субъектом Российской Федерации. В г. Санкт-Петербург, например, таким органом является ГКУ ЖА (Жилищные агентства районов г. Санкт-Петербурга).

Что сказал суд?

Необходимо обратить внимание, что вопрос регистрационного учета граждан был предметом рассмотрения, в том числе, Верховного суда РФ, который в Решении от 9 февраля 2018 г. № АКПИ17-1007 указал:

«ФМС России (в настоящее время — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен».

Верховный Суд РФ признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются при регистрации граждан и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».

Основанием явилось то, что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы лиц, ответственных за прием и передачу сведений в органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не может. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. № АПЛ18-144 вышеуказанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменений.

Таким образом, управляющие организации не могут хранить у себя поквартирные карточки и обязаны передать их в соответствующее подразделение МВД России.

Вывод

Есть управляющие организации и сотрудники государственных органов, которые работают «по старинке», не следя за изменениями в законодательстве, не повышая компетенцию сотрудников. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.

Управляющие организации принимают участие в процедуре регистрации, фактически осуществляя взаимодействие с гражданином путем приема необходимого комплекта документов и с органом регистрационного учета по передаче ему этих документов. Также субъектом Российской Федерации определяются органы, которые осуществляют выдачу справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок. Управляющая организация не может быть наделена субъектом РФ подобными полномочиями (не является учреждением), законодательством выдача справок управляющими организациями вовсе не предусмотрена, следовательно, и выдавать справки она не может.

Соответственно, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями не ведутся.

Читать еще:  Поменять газовый счетчик в квартире

Дополнительно отметим, что до сих пор во многих управляющих организациях сохранены должности паспортистов. В связи с отсутствием права осуществления постановки и снятия с регистрационного учета по месту проживания (пребывания) граждан Российской Федерации, отсутствием доступа к единой информационной базе зарегистрированных граждан, должности паспортистов управляющих организаций номинальны, сфера деятельности паспортистов ограничена одной функцией – прием и передача документов в орган регистрационного учета. Справок по требуемым формам паспортисты также выдавать не имеют права, соответственно управляющей организации необходимо решить насколько необходима в штате подобная должность и возможно ли осуществление приема и передачи заявлений о регистрации (снятии с регистрационного учета) иными работниками организации.

Упраздненная справка испортила жизнь

Принесите справку, которой не существует

История нашей читательницы:

— Наша семья жила в трехкомнатной квартире на улице Мамлеева. Собственница квартиры, пенсионерка, в квартире не зарегистрирована; зарегистрированы ее дочь, зять и внук, — рассказывает «Речи» Ольга Андреевна. — 29 января 2019 года дочь и внук выписались из квартиры. 5 февраля 2019 года выписался зять. И с этого момента начались проблемы. Мы не можем доказать, что в квартире ноль зарегистрированных. Для чего это нужно? Квартиру мы продаем, значит, это нужно для совершения сделки купли-продажи; для получения согласия опеки (квартиру покупает семья с двумя маленькими детьми); для перерасчета платы за «коммуналку»: за газ, за воду (счетчиков нет), за мусор. Все эти начисления идут по квартире на улице Мамлеева с 1 января 2019 года. А в квартире мы уже фактически не живем февраль и март.

Что мы сделали, какой путь прошли?

Обратились за справкой в управляющую компанию ООО «ЖК «Парковая» (группа компаний «Альянс»). Нам ответили: паспортиста нет, он упразднен (ниже приведем ответ УК дословно — Авт.), вносить изменения в финансовые лицевые счета не будем, мы это делать не обязаны, и справку о составе семьи мы вам не дадим. Нет, мол, уже такой справки. Послали нас в МФЦ.

В МФЦ сказали, что не могут дать справку о количестве зарегистрированных в квартире на ул. Мамлеева, потому что «Альянс» не передал данные по всем домам на ул. Мамлеева. Послали нас в УФМС, на улицу Бабушкина, 27.

В УФМС (каб. 111 и 208) нам сказали, что данная справка — справка о составе семьи — утратила силу. Получить ее невозможно. Почему? Потому что все государственные органы вправе запросить эту информацию в электронном виде. В том числе это могут сделать и органы опеки, и управляющая компания, и ресурсоснабжающие организации (газ, свет, тепло и т. д.).

Пошли мы в газоснабжающую организацию на пр. Луначарского. Мол, в квартире ноль зарегистрированных, внесите изменения в финансовые и лицевые счета: «Посмотрите наши паспорта: мы выписались. Нам в УФМС сказали, что вы вправе сделать запрос в электронном виде». А газовики нам отвечают, что это наша обязанность, обязанность собственников жилья — доказать, что в квартире нет зарегистрированных граждан. Говорят, несите справку. Можно принести платежку от УК.

Пошли в УК: внесите изменения в финансовые лицевые счета. УК: паспортиста нет, мы не обязаны доказывать, что в вашей квартире ноль зарегистрированных. Это обязанность граждан.

К слову, в такой же ситуации оказалась семья, которая покупает нашу квартиру на улице Мамлеева. А наш риелтор сказал, что у него «зависли» четыре сделки — из-за упразднения справки о составе семьи. Что делать.

И это не единственная подобная история. Судя по количеству обращений в редакцию, проблема становится остро актуальной для Череповца. Приведем еще два примера.

— Получил счета за коммунальные услуги за февраль. Живу в квартире один, зарегистрирован я один, и собственник квартиры я один. В платежке «Водоканала» — один зарегистрированный, в платежке за газ — один, а вот в платежке за тепло — два, в платежке УК — два, в платежке за мусор — два. То есть получается, что за тепло, за квартиру и за мусор я плачу за себя и за того парня. Как узнать, кого зарегистрировали в моей квартире без моего ведома? Паспортиста в УК нет, справку о составе семьи никто не дает.

— Я живу в трехкомнатной квартире. В ней были зарегистрированы три собственника: я, дочь и сын. В прошлом году сын и дочь выписались. А счета за «коммуналку» идут на троих. Как доказать, что в квартире живу только я?

Почему возникла проблема

Комментирует Виталий Степанов, управляющий партнер агентства недвижимости:

— Эта проблема возникла в 2018 году, и пока нет ее решения. Ранее действовал Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Этот документ 16 апреля 2018 года утратил силу. С 17 апреля 2018 года применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 года отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9).

Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации. А орган регистрационного учета не должен сообщать лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, информацию о движении (прописке, выписке) граждан. И соответственно — ставить штампы на карточках. Законом это не предусмотрено.

Орган регистрационного учета УМВД по г. Череповцу с 3 сентября 2018 года согласно действующему законодательству отказался передавать сведения и ставить соответствующие штампы в карточках регистрации.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными) книгами, карточками регистрационного учета, законодатель прямо не указывает. Справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать — в соответствии с законом. А требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК, ТСН) не ведутся.

Получается, что паспортисты могут принять от собственника документы для регистрации или снятия с регистрационного учета, передать (получить) эти документы в орган регистрационного учета УМВД. А в поквартирные карточки (ф. 10) и карточки регистрации (ф.9) никто паспортисту «штамп», как ранее, не поставит. При этом собственник квартиры может обратиться за регистрацией напрямую в орган регистрационного учета УМВД (через портал «Госуслуги») или через МФЦ, о чем паспортист вообще ничего не узнает. В этой связи роль паспортиста с отсутствующей картотекой регистрации граждан просто утрачена, и многие управляющие компании и ТСЖ отказываются от этой услуги.

Зачем нужна справка и какова альтернатива?

Зачем нужна справка о составе семьи (зарегистрированных в квартире лицах) и как поступают нотариусы в такой ситуации?

Комментирует нотариус нотариального округа города Череповца и Череповецкого района Вологодской области Анна Кудрякова:

— В соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Покупатель должен быть уверен в отсутствии рисков. Справки о лицах, имеющих право пользования отчуждаемыми жилыми помещениями, находящимися в городе, если сведения не переданы в МФЦ, действительно до внесения изменений в нормативные акты МВД получить очень сложно. В качестве исключения при удостоверении договоров купли-продажи жилых помещений в случае невозможности получить справку о лицах, имеющих право пользования отчуждаемым жилым помещением, используются правила ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ. То есть в договоре купли-продажи продавец дает заверения, что отсутствуют лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, или указывает исчерпывающий перечень таких лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением — и несет за это ответственность. Но указанная правовая конструкция не обеспечивает в полной мере достоверность информации. В случае выявления недостоверности информации применяются последствия, предусмотренные в ст. 431.2 ГК РФ.

Что может МФЦ?

— Теперь об МФЦ. Дело в том, что порядка 20 % многоквартирных домов в Череповце через свои управляющие компании (ТСЖ) заключили договоры на «услуги паспортиста» с МФЦ, — продолжает объяснять «Речи» Виталий Степанов. — Здесь ситуация лучше, но не идеальна. В условиях отсутствия «штампов» о регистрации от органа регистрационного учета МВД специалист МФЦ периодически посещает этот госорган, берет сведения об изменении регистрационных действий и вручную правит свою картотеку. Во-первых, это происходит не день в день, а во-вторых, есть риск «человеческого фактора», ошибки, которая повлечет за собой некорректные сведения на конкретный день выдачи справки о зарегистрированных лицах в квартире.

«В нашу компетенцию это не входит»

За комментариями мы обратились в отдел по вопросам миграции по г. Череповцу. Если УК упразднили паспортистов и справки о составе семьи не выдают, то кто это может сделать?

— Выдача справок о составе семьи в нашу компетенцию не входит и никогда не входила, — комментирует «Речи» Игорь Сараев, руководитель ОВМ в городе Череповце. — Действительно, раньше паспортисты управляющих компаний вели картотечные учеты: поквартирные карточки по каждой квартире, карточки регистрации на каждого зарегистрированного проживающего. В них были отражены сведения, кто в квартире прописан, кто выписался и т. д. В настоящее время ведение таких картотек не предусмотрено.

«Справка о составе семьи» упоминается в федеральном законодательстве, однако нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. Лишь в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа (а при его отсутствии — органа местного самоуправления) о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационными организациями, органами местного самоуправления, в последние годы также многофункциональными центрами).

Читать еще:  Права собственников при расселении аварийного жилья

Есть Приказ МВД России от 30 сентября 2017 г. № 752 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации», который регламентирует, кому и какая информация может быть предоставлена. Этим приказом мы и руководствуемся. Ни о каких справках о составе семьи там речи не идет. ?Персонально человеку мы можем предоставить информацию, где он зарегистрирован (адресную справку). А вот третьему лицу, к примеру УК, — только с согласия носителя персональных данных. Даже супругу такую информацию мы можем предоставить только при наличии согласия второго супруга, причем это согласие должно быть оформлено соответствующим образом.

В настоящее время я вижу единственный выход: взять адресную справку на каждого зарегистрированного человека. Живут в квартире три человека — каждый берет справку.

Добавим к сказанному телефон горячей линии УМВД России по Вологодской области: 8(8172) 78-65-06 (звонок бесплатный).

Что ответила УК

Приведем и ответ УК, который был получен нашей героиней Ольгой Андреевной.

«На ваше заявление от 01.03.2019 года по существу вопроса могу пояснить следующее. В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах и т. д. являются территориальные ораны Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 9847, отменены поквартирные карточки (форма № 10), а также карточки регистрации (форма № 9).

Следовательно, к компетенции управляющих компаний не относится ведение регистрационного учета граждан РФ и данными о количестве зарегистрированных УК не располагает, так как эта информация находится в распоряжении других органов. Данная норма закреплена ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», — пишет директор ООО «ЖК «Парковая» М.А. Карпов.

Что делать?

Мы попросили Виталия Степанова подвести некий итог, выразить свою точку зрения. Какие шаги может предпринять человек, попавший в неудобную ситуацию из-за справки?

1. Обращаться с законодательной инициативой о возможности получения собственником недви-жимости документа, подтверждающего список зарегистрированных лиц в жилом помещении, в т. ч., возможно, с помощью государственного портала «ГИС ЖКХ».

а) использовать в договорах купли-продажи заверение продавца в порядке ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ об отсутствии зарегистрированных лиц в квартире, получать косвенную информацию из квитанции о квартплате (ячейка с количеством зарегистрированных лиц), проверять паспорта членов семьи, находить прежнего паспортиста с устаревающей картотекой и сверять информацию;

б) если дом есть в списке регистрационно-учетной картотеки МФЦ — получать справку о зарегистрированных лицах через этот муниципальный орган;

в) при запросах сотрудников государственных и муниципальных органов (или коммунальных организаций) такой справки — требовать нормативный документ, который регламентирует ее предоставление.

Домовая книга на частный дом или квартиру: где взять и как оформить, отменена ли в 2019, 2020 годах

Российское законодательство в целом и в особенности в сфере ЖКХ не стоит на месте.

Нужна ли домовая книга (сокращенно – ДК) сегодня? Как ее можно оформить? Или этот документ все-таки упразднен?

Ответим на эти вопросы в статье.

Домовая книга – что за документ и для чего она была нужна

Рассматриваемая нами книга – это журнал, в котором записано, кто живет по определенному адресу. То есть фиксируется прописка людей. Учет ведется и постоянного, и временного проживания.

Рассмотрим правовое регулирование этого вопроса:

  • Закон № 5242-1 от 25.06.1993 г. закрепил обязательную регистрацию граждан по месту жительства.
  • Правила фиксации места проживания в 1995 году назначили ответственных за ведение данного учета.
  • С 1 января 2014 г. функции учета в сельской местности перешли к Федеральной миграционной службе.
  • Приказ ФМС № 288 от 11.09.2013 года «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утвердил формы домовой книги — № 10 и № 11.

В апреле 2018 года все функции ФМС по учету мест проживания и пребывания граждан РФ официально переданы органам МВД.

Почтовый адрес МВД России: ул. Житная, 16, г. Москва, 119991.

Телефон справочной службы МВД России: (495) 667-02-99.

В СПб и других регионах, есть местные отделения с другими адресами.

В статье мы сначала рассмотрим все особенности домовых книг, действовавших до 2018 года, а затем – новые правила, введенные приказом МВД № 984.

Посмотрите это видео, чтобы узнать еще больше:

Формы домовой книги

Для чего был нужен этот документ, в каких ситуациях требовался?

  1. При покупке и продаже дома/квартиры.
  2. Для получения справки о регистрации физического лица по конкретному адресу.
  3. Для получения особой справки о всех жильцах, проживающих по конкретному адресу.
  4. При получении паспорта несовершеннолетними.
  5. Для замены паспорта при его утере, а также при его замене.
  6. Для оформления гражданства новорожденным, если родители имеют вид на жительство.
  7. При поступлении ребенка в детский сад и в школу.
  8. При разводе.
  9. Для получения льгот (ветеранами, многодетными).

Существовали основные формы регистрационного учета граждан:

  • форма № 10 – для жителей многоквартирных домов;
  • № 11 – для частных домовладений;
  • № 18 – велась должностными лицами.

Рассмотрим эти формы подробнее.

На квартиру

Для жителей многоквартирных домов заводились поквартирные карточки формы №10.

За их ведение отвечала управляющая компания или ТСЖ.

Карточки заполняли работники компании и передавались для регистрации в органы ФМС. Хранились они в картотеке УК/ТСЖ. На руки жильцам не выдавались. В случае необходимости жильцы брали выписку о месте проживания.

Стоит отметить, что ведение поквартирных карточек не относилось к основным обязанностям управляющих компаний. Поэтому заключался специальный договор между УК и собственниками.

Если договор отсутствовал, тогда жильцы самостоятельно заводили домовую книгу формы № 11.

На частный дом

Ведение домовой книги на частный дом было обязательным. Велась она по форме № 11.

Состояла из 3-х основных разделов:

  • титульная страница, где пишется заголовок документа и адрес;
  • данные о собственнике – фамилия, имя, отчество, когда жилая недвижимость приобретена в собственность, доля;
  • данные о зарегистрированных гражданах – их паспортные данные, а также номер и серия самого паспорта (для несовершеннолетних – свидетельство о рождении).

Должностные лица, которые отвечали за ведение домовых книг и прописку граждан, вели журнал формы № 18. Отличием этих форм заключалось в том, что во втором случае вносятся не только данные регистрируемых граждан, но и информацию о лице, отвечающем за ведение ДК.

Бланк домовой книги формы №11 и № 18.

Образец заполнения представлен здесь.

Впрочем, вряд ли эти ссылки вам пригодятся, ведь делать такую книгу для владельцев домов в частном секторе теперь не требуется.

В связи с изменениями в законе, ДК можно сдать в архив, либо оставить у себя.

Сколько стоила и где покупали

Цена домовой книги зависела от переплета и количества страниц. 25-30 рублей стоил мягкий переплет с небольшим количеством страниц. До 300 рублей обходился журнал в 48 листов в твердом переплете. Такие книги заводили в основном для частных домов.

Продавались они в магазинах канцтоваров, иногда в региональных органах ФМС.

Закон разрешал самостоятельную распечатку бланков. Но в ФМС не всегда их принимали.

После перехода на электронный документооборот эти расходы ушли в прошлое. Справки, выписки, вся процедура оформления теперь производится бесплатно.

Как оформить домовую книгу на частный дом в 2020 г.

Еще раз напомним, что в этом году данный вопрос не актуален! Почему — см. выше в статье.

Оформляли домовую книгу уполномоченные сотрудники органов Федеральной миграционной службы. Для ее получения сначала приобретались бланки формы № 11 (смотрите предыдущий пункт).

Дальше подавалось заявление на выдачу ДК. Оно писалось в свободной форме. Посмотрите здесь правильно составленный образец его написания.

Следующим этапом было ее заполнение, заверение подписями и печатями. Ну и собственно выдача заявителю.

На оформление всех документов требовалось 5 рабочих дней. Этот срок продлевается, если от владельца недвижимости или от муниципальных органов власти запрашивались дополнительные сведения.

При оформлении книги, сотрудник ФМС на титульной странице прописывал домашний адрес. Дальше шли сведения о собственнике и о проживающих в жилом помещении.

Каждая запись заверялась подписью и печатью. Именно они придавали бланку силу законного документа, свидетельствующего о наличии прописки по конкретному адресу.

Все данные дублировали в специальный журнал, который хранился в ФМС.

Самостоятельно заполнять книгу владелец не имел право.

Обратите внимание:

  • оформить домовую книгу мог только собственник жилого помещения;
  • при смене владельца этот документ не подлежал замене, в него просто вносились новые данные;

Сама по себе книга не являлась правоустанавливающим документом на дом. Сначала оформляли договор купли-продажи, либо наследник вступал в право наследования. А уже на основании этих документов, вносились изменения в ДК.

Что нужно делать теперь?

Прежде всего, само понятие «прописки» изменено на «регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства». А вся процедура оформления выглядит следующим образом.

Заявление подается в электронном виде. Для этого:

  • перейдите на сайт «Госуслуги»;
  • зарегистрируйтесь;
  • выберите вкладку «Регистрация по месту жительства или пребывания»;
  • заполните и отправьте электронное заявление с указанием данных паспорта и правоустанавливающих документов на недвижимость;
  • в течение 3-х дней вам придет уведомление на e-mail или sms-сообщение;
  • зайдите в местные органы ГУВМ МВД и предъявите оригиналы документов.

После этого можно взять готовое свидетельство о регистрационном учете.

Домовая книга на частный дом, как оформить через МФЦ

Теперь, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания или проживания, никаких книг не нужно, они более не используются ни при каких обстоятельствах!

Встать на регистрационный учет можно и через местные МФЦ («Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Использование центрами автоматизированных информационных систем повышает защиту личных данных. В этом случае все документы будут оформлены через 3 дня.

Документы, которые были необходимы для получения книги

Для получения книги требовался целый пакет бумаг:

  • удостоверение личности заявителя;
  • бланк домовой книги;
  • свидетельство на недвижимость;
  • копию кадастрового паспорта (на частный дом) или выписку ЕГРН;
  • договор купли-продажи, завещание, дарственная (одно из перечисленного).

Если ДК уже велась, то предоставлялась и она.

Теперь для регистрации заполняется заявление по форме 1 и анкета. Из необходимых бумаг остались только паспорт, документ, являющийся основанием для регистрации (например, завещание) и адресный листок прибытия. Домовую книгу никто требовать не будет!

Шаблоны всех документов скачиваются на сайте «Госулуги». Там же представлена и пошаговая информация о процедуре регистрации по месту жительства/пребывания.

Читать еще:  Образец бланка дарения квартиры

Не забудьте, показывается оригиналы документы и нотариально заверенные копии.

Как прошить и пронумеровать домовую книгу

После заполнения основных страниц домовой книги, сотрудник органов ФМС пронумеровывал их и прошивал. На последней странице прописывались дата, общее количество страничек, подпись уполномоченного лица и печать.

В дальнейшем, по мере внесения каких-либо изменений, ставились дополнительные метки с датой, подписью и печатью. Каждый раз надо было идти в ФМС и стоять в очереди, чтобы сотрудник внес новые записи.

Самостоятельно вносить любые поправки в документ запрещалось.

Какие изменения вносились в книгу?

  • регистрация новых проживающих;
  • снятие с регистрационного учета;
  • изменение площади дома (снос части помещений, пристройки).

Правила ведения

Правила были строгие.

Во-первых, собственник не мог самостоятельно вносить любые записи или изменения в ДК. Это имел право делать только сотрудник ФМС.

Во-вторых, каждая новая запись заверялась печатью и делалась соответствующая пометка на последней странице. Книгу надо было прошнуровать и поставить печать.

В-третьих, книгу хранил владелец и отвечал за ее сохранность.

Домовая книга в ТСЖ, образец заполнения 2020

ДК в ТСЖ, или другими словами поквартирная карточка содержала следующие сведения:

  • адрес жилого помещения;
  • его площадь;
  • сведения об управляющей компании или ТСЖ;
  • информацию о собственнике;
  • данные о зарегистрированных в квартире лицах – Ф. И. О., дата рождения, степень родства с владельцем помещения, дата постановки на учет и снятия с него.

Бланк поквартирной карточки формы №10.

Выписки из домовой книги

Выписка – это не просто ксерокопия домовой книги. Данная услуга заказывалась в УК ТСЖ либо в органах ФМС.

На ее оформление уходило немного времени, около 2-х дней. Действовала она 1 месяц.

Теперь свидетельство о регистрации по месту жительства/пребывания заказывается в МФЦ или в электронном виде через Госуслуги.

Как восстановить домовую книгу на частный дом

Восстанавливали домовую книгу в том же порядке, как и получали впервые:

  • подавали заявление в ФМС;
  • предоставляли пакет документов;
  • покупали новый журнал формы № 11.

Приходилось еще подавать обращение в архив, если нужна была информация из прежней домовой книги. На основе запроса выдавали сведения о владельце жилья и всех зарегистрированных лицах.

Если старая книга просто заканчивалась, то на основе заявления переносили сведения из предыдущей. Теперь этим никто не занимается.

Отменена ли, в каких случаях не нужна

С 2018 года требовать домовые книги государственные и частные организации (банки нотариусы, школы, детские сады) не имеют право в связи с их отменой! На смену им введены специальные свидетельства.

Прежде всего, уменьшилось время оформление документов. Не надо стоять в многочасовых очередях. Подать заявление можно не выходя из дома. И только за готовой справкой уже прийти в МВД или МФЦ.

Будем надеяться, что эти меры значительно облегчат жизнь и снизят бюрократическую волокиту.

Поквартирная карточка

Федеральной миграционной службой Российской Федерации утвержден специальный документ, который фиксирует всех лиц пребывающих или проживающих в каждом жилом помещении в отдельности — поквартирная карточка. Данный документ ведется органами, ответственными за его содержание. Их перечень является исчерпывающим.

Форма поквартирной карточки закреплена нормативно, что говорит о необходимости заполнения некоторых ее граф. Данная карточка оформляется при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального и частного жилого фондов и хранится у должностных лиц ответственных за регистрацию. Как показывает практика, поквартирные карточки обычно хранятся у управляющих компаний, в управлении которых находится данный многоквартирный дом.

Данный документ подтверждает наличие и количество зарегистрированных лиц в квартире и может потребоваться при оформлении сделок с недвижимостью. Для получения выписки из поквартирной карточки необходимо обратиться в свою управляющую компанию или ТСЖ. При этом предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и документ, подтверждающий право владения данным помещением.

Что такое поквартирная карточка

Поквартирная карточка представляет собой документ, строго определенной формы, который фиксирует сведения о гражданах, проживающих в жилом помещении (квартира, дом и др.). Его форма утверждена Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства на территории РФ».

Поквартирная карточка представляет собой документ, который содержит данные о каждом жильце жилого помещения. При этом в карточке зафиксированы данные о гражданах, проживающих в помещении на данный момент, а также живших ранее, но уже выбывших. Помимо этого, в ней указывается причина выбытия из этого жилья.

В карточку вписываются дети, не достигшие возраста четырнадцати лет, каждый раз, когда ребенок меняет место жительства. При этом ребенка необходимо зарегистрировать по месту жительства его законного представителя (родителя, опекуна, попечителя).

Таким образом, у государственных органов имеется реальная возможность отслеживать пребывание и регистрацию граждан в жилых помещениях.

В каких случаях требуется?

Поквартирная карточка должна фиксировать всех когда-либо проживавших и зарегистрированных лиц в конкретной квартире. Также содержит данные, когда лицо было зарегистрировано в этом помещении и когда было снято с него. В обязательном порядке указывается причина, по которой произошло снятие с регистрационного учета.

Таким образом, такого рода документ нужен для:

  • оформления постоянной регистрации граждан по месту жительства и временной регистрации по месту временного пребывания;
  • оформления снятия их с регистрационного учета по месту проживания или пребывания в жилых помещениях частного жилищного фонда, которые принадлежат физическим или юридическим лицам на праве собственности.

Поскольку поквартирная карточка фиксирует всю информацию о проживающих и пребывающих в конкретном жилом помещении, то данный документ необходим при оформлении сделок различного рода с недвижимостью.

Так, при совершении продажи квартиры или любого иного жилого помещения заказывается выписка из поквартирной карточки. Она является доказательством того, сколько лиц прописано в помещении на момент заключения сделки.

Форма поквартирной карточки

При осуществлении регистрации в жилом помещении гражданина, оформляется поквартирная карточка, по утвержденной Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 форме № 10. В ней предусмотрены обязательные графы, подлежащие заполнению:

  1. адрес многоквартирного дома;
  2. номер квартиры или иного жилого помещения;
  3. площадь помещения;
  4. собственник или иной владелец помещения;
  5. управляющая компания;
  6. персональные данные о лицах, проживающих в квартире.

Форма №10 выражена в унифицированном бланке размера 210 x 148 мм. Его можно приобрести в печатных изданиях, а также образец поквартирной карточки имеется в свободном доступе в Интернете.

Скачать образец поквартирной карточки можно здесь.

Где получить поквартирную карточку?

Поскольку порядок оформления поквартирной карточки определен ФМС, то этим же органом определен порядок предоставления услуги по изготовлению такого документа. Также предусмотрены лица, ответственные за предоставление такой услуги по ведению регистрации граждан и заполнению поквартирных карточек.

К таким лицам относятся:

  1. собственники жилых помещений (только в том случае, когда граждане выбрали непосредственное управление многоквартирным домом);
  2. органы управления жилищным кооперативом;
  3. должностные лица, имеющие полномочия регистрировать граждан, пребывающих в домах престарелых, гостиницах и др. местах;
  4. сотрудники учреждений, осуществляющих контроль за использованием и сохранностью государственного и муниципального жилищного фонда;
  5. должностными лицами многофункциональных центров, осуществляющие государственные услуги.

Таким образом, перечень является закрытым и исчерпывающим. Данные документы подлежат хранению у тех должностных лиц, которые ответственны за регистрацию граждан по месту пребывания или проживания. Как правило, они хранятся у организации, которая выбрана собственниками жилых помещений или непосредственно старшей по дому.

Внесение изменений

Внесение новой информации или изменений в поквартирную карточку возможно только лицом, уполномоченным законом на такие действия (например, управляющая компания, товарищество собственников недвижимости).

Изменения вносятся на основании сведений, представленных лицами, которые хотят оформить регистрацию в жилом помещении. Также в случае, когда гражданин временно пребывает в том или ином месте, то сотрудниками той организации оформляется временная регистрация (например, гостиница, кемпинги, санатории и др.).

Так сведения, имеющиеся в поквартирных карточках, передаются в территориальные органы ФМС. Но сами документы, как правило, остаются на хранении в организациях, управляющих многоквартирными домами или других в организациях подобного рода.

ООО «Новая Управляющая компания» обратилось с исковым заявлением к ООО «Старая Управляющая компания» с требованием об возложении обязанности по передаче всех оригиналов поквартирных карточек по форме № 10 на все квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу город Красногорск, ул. Тепличная, дом № 5.

Судом правомерно принято решение: обязать ответчика передать поквартирные карточки по акту приема-передачи истцу, поскольку на истца как на ныне действующую управляющую компанию, в силу закона, возложена обязанность по ведению и хранению поквартирных карточек. И тем самым ООО «Старая Управляющая компания» препятствует осуществлению своих обязанностей ООО «Новая Управляющая Компания».

Выписка из поквартирной карточки

Для того, чтобы получить выписку из поквартирной карточки, необходимо обратиться в управляющую организацию, осуществляющее управление в доме, в котором расположена квартира. Также ее можно заказать через Единый портал государственных услуг.

По общему правилу для получения выписки нужно в устной форме запросить ее у органа уполномоченного на выдачу таких документов. Она выдается при предъявлении следующих документов:

  1. документ, удостоверяющий личность (паспорт или др.);
  2. подтверждающих права на помещение, а именно свидетельство о государственной регистрации права договор социального найма и др.

Выписка в готовом виде должна выдаваться гражданам, обратившимся за ее выдачей в тот же день. Основанием для отказа в такой услуге может служить указание гражданином недостоверных сведений или непредоставление документов, являющихся обязательными для получения услуги.

В отказе должно указываться, чем он мотивирован, каковы его причины, причем должностное лицо должно ссылаться на конкретные нормы закона. Отказ в предоставлении выписки может быть обжалован в вышестоящих инстанциях. Помимо этого, можно обратиться за разрешением данного спора в суд.

Заключение

Поквартирная карточка является документом строго определенной формы № 10. Данный документ содержит обязательные графы для заполнения регистрирующим органом. Закон возложил обязанность по ведению и хранению поквартирных карточек на управляющую компанию.

В карточке фиксируются все лица, когда-либо проживавшие в данном жилом помещении, а также указывается причина, по которой они выписаны из него. Таким образом, такой документ содержит полную информацию о жильцах конкретного жилья.

Помимо информации о жильцах в ней содержатся данные о самом жилом помещении, а именно, то какие удобства имеются у жильцов квартиры (центральное водоснабжение, водоотведение, электричество, отопление и др.).

Поквартирная карточка является очень востребованным документом. Так как для совершения сделок с недвижимостью необходимо получить выписку из поквартирной карточки. Для этого необходимо обратиться в управляющую компанию, поскольку именно они, как правило, хранят поквартирные карточки и наделены полномочиями выдавать выписки. Также ее можно получить через Портал государственных услуг.

Также гражданин получает временную регистрацию, если какое-то время проживает, например, в гостинице. Должностные лица должны оформить гражданину временную регистрацию в гостиничном номере.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector