4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанность ук заключать договора с ресурсоснабжающими организациями

Договоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Лицензиаты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг населению. При отсутствии таких договоров управляющие компании будут штрафовать как за нарушение лицензионных требований по статьям КоАП РФ 7.23.3 и 14.1.3.

Разъяснения Минстроя

По этому вопросу Минстрой РФ дал разъяснения в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года, в котором чётко обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД» управление домами обеспечивается также и посредством заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг. Соответственно, заключение договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием, подлежащим лицензионному контролю.

Минстрой также обращает внимание на то, что договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года, действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения. Только в этом единственном случае отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований.

В Письме Минстроя №35750-ОЛ/04 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Лещенко делает упор на пункт 7 ч.1 ст.193 Жилищного Кодекса, в котором сказано, что управляющие компании должны соблюдать “иные требования, установленные Правительством РФ”. Кроме того, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года, к лицензионным требованиям относятся:

  • соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ;
  • исполнение обязательств по договору управления, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления управляющая компания по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за оплату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять другую направленную на достижение целей управления домом деятельность.

Для применения ст.162 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД, в которых говорится, что согласно пп «д» п.4 управление домом обеспечивается, в том числе, за счёт предоставления коммунальных услуг населению на основании заключённых договоров ресурсоснабжения на поставку ресурсов. Суммируя всё вышесказанное, заключение договоров ресурсоснабжения между УК и РСО является лицензионным требованием и попадает под лицензионный контроль.

Разница между прямыми договорами и прямыми платежами

Как показала практика, большинство представителей сферы ЖКХ, включая управляющие компании, не до конца понимают разницы между прямыми договорами, которые теперь будут заключаться между собственниками жилья и РСО, и прямыми платежами по схеме потребитель КУ — поставщик КУ.

Термин «исполнитель коммунальных услуг», закреплённый в жилищном законодательстве, никем пока не отменялся, поэтому ответственность за качество предоставленных КУ и сбор платежей по-прежнему несут управляющие компании. При наличии управляющей компании в качестве выбранной организации для управления МКД именно УК выступает исполнителем КУ. Следовательно, управляющая компания должна предоставлять потребителям коммунальные услуги и приобретать для этого коммунальные ресурсы на основании заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО.

Как ни странно, но до сих пор многие управляющие компании пользуются серыми договорными и расчётными схемами. Например, управляющая компания договаривается с РСО о прямом выставлении счетов за КУ потребителям, а сама занимается расчётами, доставкой квитанций, претензионной работой, взысканием задолженностей. При этом, УК вообще не имеет права по закону заниматься такой деятельностью, так как не имеет к коммунальным услугам никакого отношения.

Более того, зачастую управляющие компании вообще не имеют в наличии заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО. Тогда на каком основании осуществляется поставка коммунальных ресурсов в жилые дома и взимается плата? Чтобы такого в дальнейшем не было, теперь будут тщательно проверять управляющие компании на наличие договоров ресурсоснабжения с РСО в рамках лицензионного контроля.

Нужно понимать, что максимальный риск в данном случае несёт управляющая компания, которая помимо угрозы проверки лицензионного контроля может попасть в ситуацию, когда РСО абсолютно на законных основаниях может в любой момент потребовать с УК долги, не оплаченные потребителями за поставленные им ресурсы. В свою очередь, потребители КУ также на законных основаниях могут потребовать со своей управляющей компании перерасчёты за не предоставленные КУ или ненадлежащее качество коммунальных услуг. Но есть и более серьёзная ответственность за отсутствие заключённых договоров между УК и РСО.

Ответственность

За несоблюдение и нарушение лицензионных требований для управляющих компаний наступает административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации руководителя управляющей компании.

В соответствии с ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании договоров управления грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей

В соответствии с ч.2.ст.7.23.3. за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или её аннулирования, грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 150-500 тысяч рублей

В соответствии с ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на ИП — от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 250-300 тысяч рублей

В соответствии с ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный законодательством срок предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 200-300 тысяч рублей

! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Следовательно, переход на прямые договорные отношения между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями не исключает обязанности УК по заключению договоров ресурсонабжения с РСО.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь! Татьяна Тумольская

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Мы собрали в один документ основные вопросы о переходе потребителей на прямые договоры с РСО. Они помогут вам реализовать переход или сохранить действующую систему расчетов.

ВОПРОС № 1. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ СРОЧНО ПЕРЕВЕСТИ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Инициируйте общее собрание собственников помещений в МКД. Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание собственников (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

Рисунок 1. Схема оплаты коммунальных услуг через управляющую МКД организацию

Рисунок 2. Схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО

ВОПРОС № 2. МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО ПО ВЫБОРОЧНЫМ КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ?

Да, можно. В повестке общего собрания о переходе на прямые договоры между собственниками и РСО обязательно укажите, договоры предоставления каких коммунальных услуг собственники будут заключать.

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

ВОПРОС № 3. СОБСТВЕННИКИ МОГУТ ПЕРЕЙТИ В РСО ЧАСТИЧНО? ТО ЕСТЬ, КТО ГОЛОСОВАЛ «ПРОТИВ» ИЛИ НЕ БЫЛ НА СОБРАНИИ, НЕ ЗАКЛЮЧИТ ДОГОВОР С РСО?

Нет, закон этого не предусматривает.

Решение общего собрания обязаны исполнять все собственники помещений в МКД, даже те, кто не принимал участия в общем собрании или голосовал против. Такой вывод следует из части 5 статьи 46 ЖК.

Заключение договора между потребителями и РСО в письменной форме не обязательно, поэтому после принятия решения на общем собрании договор будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, которую определили собственники и РСО (п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

Читать еще:  Порядок перерасчета за коммунальные услуги

ВОПРОС № 4. КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ МЫ НЕ ХОТИМ ПОКА ПЕРЕВОДИТЬ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Следите за уровнем задолженности перед каждой РСО отдельно. Если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате коммунальных ресурсов, РСО в одностороннем порядке вправе отказаться от договора ресурсоснабжения (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 5. ЖИТЕЛЯМ МЫ БОЛЬШЕ НЕ НАЧИСЛЯЕМ ПЛАТУ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. МОГУТ ЛИ ОСТАТЬСЯ ДОЛГИ ПЕРЕД РСО?

Долги могут быть, если вы не оплатили:

  • коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
  • коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг потребителям за расчетные периоды, когда расчеты за КУ шли при посредничестве УО, ТСЖ, ЖСК.

ВОПРОС № 6. ДОЛЖНА ЛИ РСО ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ИПУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ МКД ОРГАНИЗАЦИИ И НАОБОРОТ?

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

Если же собственники передали эту информацию в УО, ТСЖ, ЖСК, то управляющая организация должна будет передать ее в РСО (п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК).

ВОПРОС № 7. ДОЛЖНА ЛИ РСО ДОПЛАЧИВАТЬ НАМ ЗА СБОР ПОКАЗАНИЙ ИПУ?

Нет, РСО не будут доплачивать УО, ТСЖ, ЖСК за передачу показаний ИПУ. Обязанность передавать показания ИПУ в РСО при прямых договорах закреплена законом.

ВОПРОС № 8. КТО БУДЕТ ВЫСТАВЛЯТЬ ПЛАТЕЖКИ ЗА КУ? КАЖДАЯ РСО ЗА СВОЮ УСЛУГУ?

Собственники помещений в МКД будут получать платежные документы от тех РСО, с которыми решили заключить прямые договоры.

ВОПРОС № 9. ТРЕБУЕТСЯ ЛИ СОГЛАСИЕ УО, ТСЖ, ЖСК, ЧТОБЫ СОБСТВЕННИКИ МОГЛИ ПЕРЕЙТИ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Нет, согласие управляющей МКД организации не требуется. Решение принимает общее собрание в МКД в рамках своей исключительной компетенции (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

ВОПРОС № 10. МОЖЕТ ЛИ РСО БЕЗ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПЕРЕВЕСТИ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

РСО вправе в одностороннем порядке расторгнуть договоры ресурсоснабжения с управляющей МКД организацией, если долги будут превышать пороговое значение.

Договор предоставления коммунальных услуг будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно через 30 дней после того, как РСО уведомит управляющую МКД организацию о расторжении договора ресурсоснабжения (п. 2 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 11. КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ПО СТАРЫМ ДОЛГАМ ЗА КУ, КОГДА СОБСТВЕННИКИ ПЕРЕЙДУТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Если до перехода между УО, ТСЖ, ЖСК и РСО действовал договор ресурсоснабжения, то накопленные по нему долги останутся за УО, ТСЖ, ЖСК.

Чтобы не брать на себя лишнее, составьте акт сверки расчетов на дату, предшествующую переходу на прямые договоры. Например, если переход на прямые договоры состоится 1 июня 2018 года, то составьте с РСО акт сверки на 31 мая 2018 года.

ВОПРОС № 12. ЕСЛИ У НАС ПО НЕКОТОРЫМ МКД УЖЕ ДЕЙСТВУЮТ ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО, ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ЭТОЙ ЧАСТИ?

Заключенные ранее договоры с РСО продолжат действовать. Управляющая МКД организация должна обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, которое входит в состав общего имущества, для предоставления КУ (ч. 3 ст. 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ).

ВОПРОС № 13. ОСТАНУТСЯ ЛИ В СИЛЕ ПРИНЯТЫЕ РАНЬШЕ РЕШЕНИЯ О ПРЯМЫХ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО?

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

При этом собственники вправе в общем порядке принять решение о заключении с РСО договоров предоставления коммунальных услуг.

ВОПРОС № 14. НАДО ЛИ МЕНЯТЬ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ, ЕСЛИ МКД ПЕРЕХОДИТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

Вносить изменения в действующий договор управления МКД не обязательно.

Дело в том, что решения общего собрания в МКД достаточно, чтобы перейти на прямые договоры между РСО и потребителями. Согласие управляющей МКД организации, внесение изменений в договор управления не требуются.

ВОПРОС № 15. КТО ОГРАНИЧИТ ИЛИ ПРИОСТАНОВИТ ПОДАЧУ КУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗА ДОЛГИ?

Ограничивать и приостанавливать коммунальные услуги должникам будет РСО при взаимодействии с управляющей МКД организацией.

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Также условие о том, что ограничивать и приостанавливать КУ будет РСО, включили в проект типового договора предоставления коммунальных услуг между РСО и собственником. Такой договор будет предусматривать порядок ограничения и приостановления.

ВОПРОС № 16. МОЖНО ЛИ ПЕРЕЙТИ НА ОПЛАТУ КР НА СОИ НАПРЯМУЮ РСО?

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, не относятся к коммунальным услугам, а входят в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК). Поэтому собственники не вправе оплачивать КР на СОИ. Плату за такие ресурсы включают в коммунальные услуги и потребители оплачивают их напрямую РСО в трех случаях:

  • в МКД непосредственный способ управления;
  • способ управления не выбран;
  • выбранный способ управления МКД не реализован.

Основания платы за КУ на ОДН напрямую РСО следуют из части 5 статьи 154 ЖК и пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Отсутствие договора между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, проблемы и пути решения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.11.2018 2018-11-02

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Бунина К. С. Отсутствие договора между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/archive/230/53515/ (дата обращения: 09.02.2020).

В данном научном исследовании рассматривается проблема отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, а также возможные последствия для указанных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В представленной научной статье предложены пути решения вышеуказанной проблемы путем внесения изменений в действующее законодательство РФ.

Ключевые слова: ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, договор ресурсоснабжения, многоквартирный дом, коммунальные услуги, потребители коммунальных услуг, правила предоставления коммунальных услуг, Жилищный кодекс РФ.

This scientific study addresses the problem of the absence of a concluded resource supply agreement between the management company and the resource-supplying organization, as well as the possible consequences for these enterprises of the housing and utilities sector. In the presented scientific article proposed ways to solve the above problem by amending the current legislation of the Russian Federation.

Keywords: resource supplying organization, management company, resource supply agreement, apartment building, utilities, utility consumers, utilities provision rules, Housing Code of the Russian Federation.

Не для кого не секрет, что законодательство в жилищно-коммунальной сфере имеет огромное значение как для государства, огромной бюрократической машины, так и для простых граждан. В тоже время комфортное функционирование юридических лиц в этой сфере вызывает множество вопросов, одним из них, которые мы рассмотрим в данной научной статье, является правовые последствия отсутствия договора поставки ресурсов.

Одним из основополагающих документов, регулирующих деятельность являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [1] (далее по тексту — Правила № 354), которые при всей своей зарегулированности имеют определенные проблемы при рассмотрении судебных споров, к примеру, споров о взыскании с управляющих компаний, товариществ и кооперативов платы за отпущенные в многоквартирные дома (далее по тексту — МКД) коммунальные ресурсы в отсутствие заключенного письменного договора ресурсоснабжения. Эти проблемы обусловлены, как нам видится, тем, что законодатель прописал достаточно размыто вопрос об определении надлежащего исполнителя коммунальных услуг и как следствие, обоснованность взыскания задолженности с того или иного лица. Головной болью в данной ситуации являются те недобросовестные юридические лица, которые не проявляют стремления заключать с ресурсоснабжающими организациями договора поставки энергоресурсов.

Читать еще:  Расчет пени по коммунальным платежам калькулятор

После вступления Правил № 354 в судебной практике сформировалось два основных подхода к решению возникающих споров.

Согласно первому подходу организация (вне зависимости от её организацонно-правовой формы, разрешенной жилищным законодательством) управляющая фондом МКД автоматически является исполнителем коммунальных услуг и тем самым на ней лежит обязанности по оплате коммунальных ресурсов.

Согласно второму же, отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения предполагает, что коммунальные услуги оказывает направляемую ресурсоснабжающая организация, в таком случае управляющая компания не является исполнителем и не обязана оплачивать соответствующие счета [2].

Сложность правильного трактования возникает из-за формулировок п. 14, 15Правил № 354. В соответствии с указанными Правилами в целях осуществления функций по управлению многоквартирным домом избирается установленном жилищным законодательством РФ порядке управляющая компания, которая начинает предоставлять коммунальные ресурсы жителям МКД с даты, установленной решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании или, соответственно, с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей компанией, избранной органами местного самоуправления по результатам проведения открытого конкурса, но не ранее срока начала предоставления услуг по договору ресурсоснабжения.

Следует отметить, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня подписания обеими сторонами договора (п. 15 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее по тексту — Правила № 124) [3].

В связи с этим, согласно ст. 161Жилищного кодекса РФ [4] (далее по тексту — ЖК РФ), в случае отсутствия заключённого договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и предприятием, избранным в качестве исполнителем коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, последняя не вправе приступать к предоставлению коммунальных ресурсов и не несет ответственность, установленную жилищным законодательством и договором управления многоквартирным домом, а значит, утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг. Из этого следует, что указанные положения вышеупомянутых Правил № 354 противоречат жилищному законодательству РФ, а именно п. 7 ст. 155, п. 2, 3, 12 ст. 161ЖК РФ [5].

На практике существует мнение: в случае отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения с энергосберегающей организацией управляющая компания не вправе получать от потребителей, находящегося в их управлении многоквартирного дома, денежных средств.

Существует позиция судов, согласно которой при отсутствии договора ресурсоснабжения Правилами № 124 не предусматривают возможность предоставления коммунальных ресурсов управляющей компанией жителям МКД. В данном случае действия ресурсоснабжающей организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги потребителям — собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и выставляющей счета на оплату указанных услуг, не будут рассматриваться как противоречащие законодательству РФ. [6] На основании изложенного, можно сделать вывод, что отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения влечет возникновение следующих последствий для исполнителя коммунальных услуг (управляющей копании):

‒ управляющая компания теряет возможность быть исполнителем коммунальных услуг;

‒ не имеет возможности осуществлять сбор денежных средств с населения (потребителей услуг) и дальнейшего их перечисления в адрес ресурсоснабжающей организации;

Однако, считаем, что данная позиция выглядит как минимум спорной с практической точки зрения.

Если исходить из того, что жители многоквартирных домов проявили свою волю и выбрали в качестве управления дома управляющую компанию, то соответственно на нее они и возлагают обязанность по всестороннему обслуживанию дома, что в себя и включает поставку энергоресурсов. Понятно, что договор на поставку энергоресурсов должен быть и это не вызывает сомнение, но прямолинейная позиция согласно которой нет договора — нет управления домом так же порочна. Сфера жилищно-коммунального обслуживания слишком важна для столь топорных умозаключений.

Более адекватной и подлежащей применению считаю позицию судов, согласно которой договор должен быть заключен с момента фактического предоставления ресурсов.

Так Верховный Суд пришел к выводу, что п. 14 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг основывается на носящих специальный характер положениях ч. 12 ст. 161ЖК РФ, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающий установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией [7]. В п. 8 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг конкретизирует данные правовые нормы: исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, а период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от них оплаты предоставленных им коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, согласно пп. «б» п. 17этого же документа ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в п. п. 14 и 15 новых Правил предоставления коммунальных услуг, со дня возникновения права собственности на помещения. Одновременно с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем, обозначенной в п. п. 14, 15, 16 и 17, считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 10 данных Правил) [8].

Схожая в чем-то позиция нашла отражение и в информационном письме Высшего Арбитражного суда РФ. Согласно п. 2 указанного акта [9] если потребитель отказывается от заключения договора, а фактически пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т. п.), которые предоставляет обязанная сторона, в таком случае фактическое пользование ресурсами расценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, поставляющей соответствующие услуги (п. 3 ст. 438ГК РФ) [10], следовательно, такие взаимоотношения считаются договорными. Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что организации, осуществляющие функции по управлению многоквартирными домом, являются ответственными за поставку ресурсов жителем МКД и не вправе отказываться от заключения договоров ресурсоснабжения (ст. 161 ЖК РФ).

Так как же лучше всего разрешить данную проблему? На наш взгляд, идеальным вариантом могло бы стать внесение изменений в действующее законодательством РФ, а именно в Правила № 354, согласно которым в случае избрания жильцами и собственниками помещений в МКД способа управления по средствам управляющей компанией или ТСЖ, то у таких организаций по истечении 3 месяцев со дня проведения общего собрания жильцов автоматически должен заключаться договор с ресурсоснабжающей организацией, если за это время они не предоставили поставщику ресурсов заявления на отказ от поставки и документов, подтверждающий возможность поставки ресурсов потребителям — физическим лицам альтернативным путем.

  1. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  2. Максимова Н. Н. Вопрос-ответ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 7. С. 19–21; Козырева С. Н. Исполнитель коммунальных услуг- без договора с РСО? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 46–51.
  3. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (в ред. от 01.06.2017) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». 2014.
  5. Разин Р. А. Практика заключения договора ресурсоснабжения // Юрист. 2015. N 5. С. 30–35.
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2013 г. по делу № А26–536/2013; Постановление ФАС Поволжского округа от 6 мая 2014 г. по делу № А12–19023/2013 // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  7. Решение Верховного Суда РФ от 13 января 2014 г. № АКПИ13–1116 Об отказе в признании частично не действующим пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  8. Козырева С. Н. Исполнитель коммунальных услуг — без договора с РСО? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 46–51.
  9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». 2017.

Ресурсоснабжающая организация и управляющая компания: совместная работа и виды договоров

Проживая в многоквартирном доме, мы привыкли получать все блага цивилизации. Только представьте, что могло быть с нами, не будь у нас света, тепла, газа и воды. Но нам повезло, и любой многоквартирный дом поставляет своим жильцам все необходимое.

Читать еще:  Перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

Как происходит данное действие в правовом аспекте, мы не знаем, но зато догадываемся, что происходит такое исправное обслуживание благодаря взаимодействию управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Рассмотрим поставку ресурсов жильцам более детально.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Что такое ресурсоснабжающая компания (РСО)?

Что представляет собой РСО? Многие не знакомы с подобным термином и полагают, что за свет, газ и воду в их доме несет ответственность представительство управляющей компании. Ресурсоснабжающая организация — это производитель необходимого ресурса и одновременно его поставщик.

К примеру, вода – это заслуга городского водоканала, который по трубам направляет ее к вашему дому. Если говорить об отоплении в холодное время года, то за это несут ответственность сразу несколько организаций. Для домов с индивидуальным обеспечением тепла действуют свои котельные отопительные станции, установленные во дворах или на крышах, а для тех, кто питается теплом за счет города – теплосети.

Поставщиком электроэнергии являются гидроэлектростанции, которые, в зависимости от населенности города, могут встречаться часто или же быть одной на целый город. Поставщиком газа является городская газовая служба.

Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством.

Может ли УК быть ресурсоснабжающей организацией?

Многие путают понятия управляющей компании (исполнителя) и ресурсоснабжающей организации. Исполнитель занимается обслуживанием домов, общей жилой площади по договору с потребителями (собственниками жилья). Производители (поставщики) предоставляют и продают ресурсы:

  • электрическую и тепловую энергию;
  • воду, её отведение;
  • газ.

Юридическое лицо, обслуживающее многоквартирный дом — промежуточное звено между квартиросъёмщиками и РСО.

Обязанности друг перед другом

Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения. Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, письма Минстроя РФ № 45097-АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.

Виды договоров:

  • на поставку;
  • на оказание услуг;
  • договор подряда.

На основании соглашения РСО имеет право:

  • при неисправности общедомовых счётчиков выставить счёт УК по отраслевым нормам (в 20 раз больше);
  • расторгнуть соглашение с УК при долге более чем за 3 месяца, это не относится к общедомовым нуждам;
  • при росте задолженности УК по оплате взыскать долг через суд.

В обязанности УК входит:

  • подписание договоров с РСО;
  • контроль качества услуг;
  • постоянное бесперебойное обеспечение ресурсами;
  • сбор средств и регулярная оплата полученных услуг.

Отношения и взаимодействие

Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.

На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.

Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.

Виды договоров

Между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией может существовать множество видов договоров. Это обусловлено тем, что осуществляют организации разные услуги, а это значит, что и договора могут отличаться друг от друга.

На поставку ресурсов

Самый распространенный договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией – договор поставки. Его заключают, к примеру, на поставку тепловой энергии, электроэнергии и т.д.

Договор имеет стандартный вид и соответствует Гражданскому кодексу. В договоре поставке рассказывается о правах и обязанностях сторон, о сроках и количестве поставки, раскрывается вопрос об оплате и ответственности за неисполнение пунктов договора.

Тепловой энергии

Теплоснабжение также регулируется договорным правом. Стороной договора, помимо управляющей компании становится теплосеть, которая посредством работы котельных осуществляет подачу воды в батареи.

Управляющая компания в соответствии с договором берет на себя обязанность по оплате услуг теплосети, а также взысканию долга с должников, тепловая сеть же должна бесперебойно осуществлять поставку горячей воды в трубы в холодное время года. Любое несоблюдение пунктов договора, ведет к судебному разбирательству.

Водоснабжения и водоотведения

Без воды и водоснабжения жизнь в многоквартирном доме практически невозможна. Множественные жильцы ежедневно готовят, стирают, убирают свои жилища, и все это делается в непосредственном контакте с водой.

Но если бы каждый жилец самостоятельно заключал договор водоснабжения и водоотведения с управляющей компанией с соответствующим поставщиком ресурсов – тратилась бы уйма времени на оплату услуги в очереди, на поиск должников и так далее.

Управляющая компания самостоятельно взимает с жильцов плату за водоснабжение, вычисляет должников и переводит денежные средства на счет водоканала.

Если у жильцов возникла задолженность, то водоканал не может напрямую судиться с неплательщиками – ответчиком в таких ситуациях также выступает управляющая компания.

Управляющая компания заключает договор с водоканалом на неопределенный срок. Расторгнуть такое сотрудничество можно только если одна из сторон всячески уклоняется от исполнения пунктов договора или нарушает их.

На оказание услуг

Не менее важный договор – на оказание услуг. Их обычно заключают с компаниями, которые ответственны за вывоз мусора. Помимо оплаты и прав сторон прописываются сроки в которые вывозятся отходы, примерное время и частота в неделю.

Конечно же, здесь также есть место для того, чтобы прописать ответственность за невыполнение тех или иных пунктов договора.

Договор подряда

Часто встречается и договор подряда. Починить перила, покрасить подъездные стены, отладить неисправный лифт, убрать территорию — все это выполняется не руками сотрудников управляющей компании, а наемными рабочими за определенную плату. С ними и заключают так называемый договор подряда.

Поговорим о содержании данного договора: в нем говорится о правах сторон, обязанностях сторон, оплате труда работников, обязательно прописывается ответственность за неисполнение тех или иных пунктов договора. Данные пункты очень важны, так как могут повлиять либо на продление договора управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией, либо на его досрочное расторжение.

Расчеты УК с РСО

На основании ст.155 ЖК управляющая компания переводит денежные средства РСО за потребителей. Соответственно, расчеты должны быть произведены в указанные в договоре сроки согласно тарифам РСО.

Некоторые жильцы оплачивают услуги с задержкой, кто-то не платит совсем. УК обязана выплачивать долги перед РСО из своих средств. Если она не в состоянии компенсировать задолженность, ресурсоснабжающее предприятие обращается с иском в суд, где ответчиком будет управляющая компания, так как договор заключен с ней. Ответчик должен вернуть долг и погасить пени.

В такой ситуации УК имеет право прекратить обслуживание помещений в МКД (разорвать договор), а также взыскивать долги с жильцов-задолжников, но перед РСО она будет отвечать самостоятельно.

Споры: с чем связаны и как решаются?

Статья 155 Жилищного Кодекса говорит о том, что оплату за поставленные ресурсы за жильцов осуществляет управляющая компания. Этому есть объяснение — многим жильцам просто неудобно самостоятельно обращаться в каждую ресурсоснабжающую компанию и платить за услуги. Намного проще, когда есть возможность оплатить всю сумму целиком, а из нее знающие люди сами решат, куда направлять денежные средства.

Но часто именно из-за того, что УК осуществляет сбор денежных средств, у нее возникают проблемы и с собственниками жилья, и ресурсоснабжающей организацией. А имеют они место вот почему.

Конечно, многие жильцы в силу жизненных обстоятельств, платят с задержкой, кто-то не платит за услуги вовсе. К сожалению, нет возможности лишить конкретного неплательщика ресурсов, из-за этого пострадает весь дом, поэтому ресусрсоснабжающие предприятия несут потери.

Потери главным образом связаны с тем, что управляющая компания не может поставить сумму, покрывающую долги на месяц. Конечно, когда долг становится весомым, ресурсоснабжающая компания в качестве истца обращается в суд, где ответчиком выступают не жильцы, так как договор заключен не с ними, а именно управляющая компания.

В этом и заключаются основные сложности взаимодействия ресурсоснабжающей компании и управляющей организации. О том, что ждет УК, если она не платит ресурсоснабжающей организации, мы рассказывали здесь.

Теперь вы знаете основные принципы, на которых строятся взаимоотношения между ресурсоснабжающей компанией и управляющей организацией. Зачастую, на ухудшение отношений УК и РСО влияет наша безалаберность и отказ платить за потребляемые блага.

Печально, но многие управляющие компании становятся банкротами и теряют возможность управлять многоквартирным домом. Поэтому, если у вас появились задолженности, постарайтесь их загасить как можно быстрее, возможно, из-за вас пострадают честные люди, дорожащие своей работой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector