0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 мая 2011 г. N 354

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ

ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442,

от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410,

от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112,

от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 24.09.2014 N 977,

от 14.11.2014 N 1190, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129,

от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603,

от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754,

от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094,

от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622,

от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 19.03.2013 N АПЛ13-82, Решением Верховного Суда РФ

от 31.05.2013 N АКПИ13-394,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П,

от 20.12.2018 N 46-П, Решением ВС РФ от 29.04.2019 N АКПИ19-128)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления;

г) на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.;

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2014 N 977)

д) применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1190 «О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии».

(пп. «д» введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190)

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 — 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 — 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 17.12.2014 N 1380)

пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

Правила предоставления коммунальных услуг (П/П № 354, VIII раздел)

VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

Читать еще:  Разделение счетов за коммунальные услуги

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

97. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Действующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам: нормативы и стандарты качества

Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.

Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.

Законодательное регулирование данной сферы

Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.

Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
  4. Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
  5. Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
  6. Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.
Читать еще:  Пеня по жкх как считать

Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:

  1. Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
  2. Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
  4. Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.

Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальных услуг

Основным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.

Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.

Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.

Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.

Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.

Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.

Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.

Общие положения Правил

Основными пунктами документа являются:

  1. Предоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
  2. Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
  3. Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
  4. ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
  5. Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.

Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Права и обязанности сторон коммунального обслуживания

  • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
  • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
  • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
  • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
  • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
  • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
  • сверять произведенные платежи;
  • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.
  • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
  • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
  • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
  • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.

Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.

Стандарты качества

Услуги ЖКХ должны производится в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000, федеральными законами и прочими нормативными актами.
Все услуги должны подаваться в объеме, установленном для нужд населения, обеспечивать непрерывное потребление.

Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.

Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.

Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:

  • визуальный;
  • аналитический;
  • инструментальный.

Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.

Порядок оплаты услуг ЖКХ

Жилищный кодекс обязует потребителя:

  • оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
  • вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
  • составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
  • получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
  • оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
  • в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.

Разрешение споров и разногласий

Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:

  1. Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
  2. Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.

Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.

Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.

Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.

Видео: В России повысили нормативы потребления коммунальных услуг

В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.

Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.

Правила предоставления коммунальных услуг — ст. 354 с изменениями

Правила предоставления коммунальных услуг строго регулируются государственным законодательством Российской Федерации. В перечень регулирующих процесс указаний входит как федеральное законодательство, так и местные правовые акты и служебные положения. Владеющий правовой информацией гражданин может отстоять свои законные права потребителя в каждой инстанции. Одним из основных правил будет соблюдение жильцом его прямых обязательств в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства). Другими словами, к нему не должно возникнуть претензий.

Оплата коммунальных услуг составляет значительную часть средств рядового гражданина, и это не зависит от того, является он собственником недвижимости либо пользуется ею на правах квартиросъёмщика. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений одинаковы. Однако снизить размер суммы в квитанции по оплате коммунальных услуг можно и нужно, если это того требует. Все правила предоставления коммунальных услуг гражданам будут рассмотрены ниже.

Что входит в перечень коммунальных услуг

Определяет перечень коммунальных услуг непосредственно государственное законодательство, а точнее, Правительство РФ, определение которого действует по всей территории России. Помимо всего прочего, данный перечень услуг должен оказываться исполнителем весь календарный год. Исключением является только отопление. Предоставление коммунальных услуг по отоплению производится сезонно.

Однако в законодательстве также определены промежутки времени на проведение ремонтных работ, а также учтены непредвиденные аварийные ситуации. В этих случаях предусмотрены временные лимиты на ремонт и устранение аварии.

Когда коммунальные службы в течение года некачественно предоставляют услуги, то есть количество отключений превышает предусмотренное законодательством значение, то жильцы имеют законное право предъявить официальную претензию или жалобу на недобросовестных «коммунальщиков». Об этом гласит закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Обязательный перечень услуг, которые должны предоставлять коммунальные структуры, включает пункты:

  1. Подача холодной питьевой воды должна осуществляться от центральной или общедомовой сети бесперебойно и соответствовать всем санитарным требованиям. Если отсутствует водопровод, питьевая вода должна доставляться до водозаборной колонки.
  2. Снабжение горячей водой производится от центрального водопровода. Дома, где отсутствует подключение к центральной сети, оборудуются бойлерами и колонками.
  3. Отведение сточных вод производится в центральную канализацию и монтируется одновременно с водопроводом. Каждая точка подачи воды должна быть оборудована канализационным стоком.
  4. Электроэнергия должна поступать постоянно и круглые сутки. Данный пункт будет обязательным для жилых помещений.
  5. Снабжение газом осуществляется по центральному газопроводу. Когда магистрального газопровода нет, допускается использования газа в баллонах.
  6. Отопление помещений внутри дома, включая места общего пользования, должно происходить постоянно в соответствии с законодательными правилами и нормами.
Читать еще:  Претензия в жкх за ненадлежащее обслуживание дома

Комплекс оказания коммунальных услуг напрямую зависит от комфортности и обеспеченности определёнными инженерными сетями конкретного жилого дома.

В том случае, если в доме нет некоторых инженерных коммуникаций, то и плата за них взиматься не будет. Следовательно, стоимость его содержания будет ниже за счёт отсутствия соответствующего пункта вычета.

Постановление Правительства 354 с последними корректировками

ПП номер 354 о предоставлении коммунальных услуг, принятое в 2011 году, является основным законодательным актом, который регулирует всю деятельность жилищно-коммунального хозяйства. Данный документ достаточно часто редактируется, а, следовательно, актуальным будут являться самые новые правила предоставления коммунальных услуг, то есть их последнее издание.

Данное постановление общедоступно, а следовательно, изучить его и проконтролировать соблюдение правил предоставления коммунальных услуг и действия расчётно-кассовых центров в области начисления оплаты услуг может каждый интересующийся гражданин.

В последней редакции постановления правительства РФ уточнено описание нежилого помещения. Чтобы конкретизировать статус помещения и оплату соответствующей его категории, нужно обратиться к новой версии законодательства. Все спорные ситуации между собственниками жилья и жилищными хозяйствами по вопросам содержания и оплаты за нежилые помещения можно решить в судебном порядке.

В соответствии со ст. ст.80 и 81 постановления Правительства теперь коммунальное предприятие обязано проверять установленные приборы учёта. То есть после заявления потребителя коммунальная служба должна в десятидневный срок снять показания счётчика и проверить его исправность. Ранее законодательство предусматривало проверку счётчиков 1 раз в 6 месяцев. Теперь данный промежуток времени сократился до квартала, то есть 1 раз в 3 месяца.

Когда сотрудники коммунальных служб по какой-либо причине не имеют доступа к частным приборам учёта, то рассчитываться оплата будет исходя из количества прописанных жильцов в данном конкретном помещении.

Оплата жилищных услуг

Правила, по которым должна производиться оплата коммунальных услуг, описаны в главе 6 ФЗ. Каждый собственник жилья должен в полном объёме оплатить оказанные ему коммунальные услуги. Однако помимо обязанности, каждый гражданин также наделён правом на проверку обоснованности начислений. Принимается в учёт также и качество предоставленных услуг, и их соответствие нормам. В случае если управляющая компания завышает тарифы и некачественно выполняет свои обязательства, жильцы вправе сменить её на другую путём расторжения и переоформления договора.

Все цифры, входящие в «жировку», рассчитываются специалистами обслуживающей конторы ежемесячно. В квартплату внесено множество пунктов, по которым они должны быть обоснованы и соответствовать тарифным единицам, действительным на текущую дату.

Все пункты квитанции можно разделить на 2 вида затрат:

  • частные;
  • общедомовые.

В пункте 54 новых Правил прописан расчёт платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, если исполнитель самостоятельно желает произвести расчёт.

Договор

При составлении договора по оказанию коммунальных услуг следует учесть все условия, обязанности и ответственность сторон. В случае упущения какого-либо условия конфликтная ситуация будет разрешена на основании законодательных норм и правил. Основным документом по составлению договора на поставку услуг является пункт 124 Правил.

При составлении типовой формы договора о предоставлении коммунальных услуг следует провести ряд действий:

  • письменно заявить о желании заключить договорные обязательства на предоставление услуг и приложить весь обязательный пакет документов;
  • получить предварительный проект договора у поставщика услуг и откорректировать разногласия по пунктам, если они будут;
  • оформить дополнительное соглашение об отсутствии претензий и устранении разногласий;
  • завизировать контракт на предоставление услуг.

Что же касается непосредственно самого договора, то в нём в обязательном порядке должны быть указаны тарифы предоставляемых услуг. Помимо этого, предусматривается ответственность как предоставляющей услугу стороны за некачественное её оказание, так и потребителя за нарушение условий настоящего договора.

Есть ситуации, когда договор оформляется задним числом. Законодательство предусматривает, что предоставляющая услугу сторона может передать потребителю проект договора в течение 20 дней с момента начала оказания этих самых услуг.

Перечень документов

Для оформления описываемого договора поставщику услуг следует передать следующий пакет обязательных документов:

  • если заявитель является физическим лицом, документ, подтверждающий право собственности на жилье;
  • если на услуги заявляет юридическое лицо, то необходимо свидетельство о регистрации ТСЖ (товарищества собственников жилья);
  • документы на расположенные в доме приборы учёта и срок их поверки и установки пломбы.

В случае наличия неточностей в представленной документации либо предоставления неполного пакета бумаг поставщик услуг должен уведомить о данном факте потребителя не позднее 5 рабочих дней

Права и обязанности сторон

Помимо условий заключённого контракта, стороны должны строго соблюдать правила, прописанные в главах 4 и 5 Федерального закона №354 и регулирующие отношения между сторонами.

Выбирать прямого поставщика услуг жилищная компания имеет право самостоятельно, так же как и заключать с ним договорные отношения. В случае планирования ремонта, аварий и иных приводящих к сбою поставки услуг компания должна оповещать жильцов посредством объявления в специально отведённых для него местах. Законодательство поддерживает собственников и квартиросъёмщиков в борьбе с недобросовестными поставщиками услуг таким способом, как защита прав потребителей.

В случае оказания услуг неудовлетворительного качества пользователь имеет право зафиксировать свои претензии в книге жалоб и предложений. Последняя, в свою очередь, должна обязательно быть в наличии у каждого поставщика услуг.

Что обязан потребитель

Основные права и обязанности потребителя, статьи 33, 34:

  • получить нужный объём качественных услуг, соответствующих нормам и правилами законодательства;
  • при образовании сомнений в правильности расчётов жилец наделён правом проверить их и потребовать корректировки при наличии неточностей, то есть управляющая компания должна сделать перерасчёт за коммунальные услуги;
  • запросить оформления соответствующей документации, которая будет являться подтверждением случившихся аварий, а также претендовать на возмещение понесённых расходов;
  • оповестить аварийные службы при возникновении соответствующих ситуаций;
  • в установленный промежуток времени и в полном объёме совершать ежемесячные платежи по квартплате.

Согласно статье 35 жилец не имеет законных прав производить запрещённые ему действия, за это государство предусматривает большие штрафы.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса России все обязательства следует исполнять надлежащим образом в соответствии с договорными условиями и действующим законодательством. Единолично менять условия договора стороны не имеют права, так же как и не исполнять свои обязательства.

Что грозит за неуплату коммунальных платежей

За однократную неуплату суммы, по 354 постановлению, изменённому с 1 января 2017 года с внесёнными изменениями, законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.

Ранее неуплата в установленный срок грозила начислением штрафов и пени. На сегодняшний день данное наказание предусматривается в случае, если гражданин опоздал с оплатой более чем на 30 дней.

Причиной для внесения соответствующих изменений послужила кризисная обстановка в стране, которая повлекла за собой задержку выплат заработной платы гражданам.

Однако параллельно были ужесточены санкции к тем гражданам, которые умышленно не осуществляют оплату коммунальных услуг.

До начала 2017 года размер ставки пени был равен 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На сегодняшний день ставки распределены следующим образом:

  • 1/300 за промежуток времени неуплаты 31-90 дней;
  • 1/130 за неуплату 91 и более дней.

Пользователь жилья должен знать следующее о порядке предоставления коммунальных услуг.

Основную ответственность за неуплату коммунальных платежей несёт непосредственно сам владелец квартиры, в отличие от пользователей муниципального жилья.

Правила коммунальных услуг заключаются для владельца жилья в том, чтобы своевременно оплачивать квитанции.

При регулярном отсутствии ежемесячных платежей по оказанным услугам представители сферы ЖКХ могут:

  1. Письменно предупредить и предложить оплатить задолженность без наложения штрафных санкций.
  2. Навестить неплательщика и устно разъяснить грозящие последствия и взыскания.
  3. Осуществить приостановление оказания услуг.
  4. Начать судебный процесс по взысканию задолженности по платежам.

Последний способ является самым неудобным и затратным для обеих сторон, следовательно по возможности коммунальные службы пытаются урегулировать вопрос мирным путём.

Что же касается непосредственно самой задолженности, то за время процесса за счёт начисления на неё штрафных санкций данная сумма может значительно вырасти.

Если суд примет решение в пользу коммунальных служб погасить размер задолженности обяжут полной суммой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector